Валентина Радушкевич
Этюды психогимнастики и упражнения на релаксацию
▼ Скачать + Заказать документы
Психогимнастические этюды и упражнения направленны на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Их использование позволяет снижать у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей должны подбираться достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций. Психогимнгастика проводится в режимных моментах в течение всего дня. Они могут служить заключительной частью утренней гимнастики и занятий по физической культуре.
Публикация «Этюды психогимнастики и упражнения на релаксацию» размещена в разделах
Релаксационные упражнения позволяют детям снять напряжение и расслабиться. Релаксация проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей. Они могут быть использованы во время заключительной части занятия, перед сном. При использовании релаксационных приемов нужно придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. Дети выполняют расслабляющие упражнения, подражая взрослому и перевоплощаясь, входя в заданный образ.
«Кулачки»
Руки на коленях. Дети сжимают пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.
Руки на коленях,
Пальцы – в кулачки.
Крепко с напряжением
Сжатые они.
Пальчики сжимаем,
Снова разжимаем.
Девочки и мальчики,
Отдыхают пальчики!
«Кораблик»
Дети должны представить, что они на корабле. Чтобы не упасть, расставить широко ноги. Прижать сначала правую ногу к пол, затем левую ногу. Руки сцепить за спиной.
Стало палубу качать,
Ногу к палубе – прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
«Шарик»
Детям нужно представить, что они надувают воздушный шарик. Кладут руки на живот.
Шарик мама нам достала.
Вдох – и тело легким стало.
Выдох – шарик ожил словно,
Дышим мы легко и ровно.
«Олени»
Дети должны представить, что они олени. Скрещивают руки над головой.
Рвется ветер нам на встречу
Ветер стих;
Расправим плечи
Руки снова на колени:
А теперь немного лени…
Руки не напряжены и рассла-а-аблены.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко…
«Шалтай-Болтай»
Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст, дети делают повороты. Руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице и проговаривать:
Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.
«Зернышко»
Дети, сжимаются калачиком и сворачиваются на полу.
Пригрело солнышко, полил дождик, зернышко начинает прорастать (дети начинают двигаться). Затем медленно потягивает «ножки-корешки» (дети вытягивают ноги). Прорастают «ручки-росточки» и начинает поварачивается к солнышку, поднимаясь росточками к солнышки (дети поднимаю руки вверх и поднимаются с пола).
«Мороженое»
Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженное. Воспитатель: «Вы - мороженное вас только что достали из холодильника. Мороженное твердое как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженное стало таять. Ваше тело, руки, ножки стали мягкими, расслабленными. Вы таете, таете и превращаетесь в молоко.
«Полет на белом облаке»
На полу расстелена белая простынь. Дети садятся на пол. Слушают воспитателя, представляют как они летят на облаке. Солнышко щекочет нам носик, глазки, ротик, ушки. Погреемся под его лучиками. Тем временем облако понесло нас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь. Ну, вот мы и прилетели!
«Веселая пчелка»
Вдох свободный. На выдохе произнести звук -з-з-з. Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
«Остров плакс»
Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы, Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха около 3 секунд. Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
«Холодно-жарко»
Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабляются, обмахиваются платочками или веерами. Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
«Шарик»
Один из детей имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушным шариком, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.
Напряжение в руках ногах, мышцах шеи, лица должен достигать предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.