Татьяна Демьянова
Урок-экскурсия для учащихся начальных классов по окружающему миру «Этот удивительный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок 1
ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР. (УРОК-ЭКСКУРСИЯ)
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления об учебном предмете, ознакомления с учебником «Окружающий мир», уточнения понятий объект природы, живая природа, неживая природа; способствовать развитию речи, познавательной активности, наблюдательности.
Планируемые результаты образования:
Темочки:
Предметные: научатся ориентироваться в понятиях и терминах: окружающий мир, объекты природы, живая природа, неживая природа, находить отличия среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приводить соответствующие примеры, рассказывать о мире с опорой на собственные представления, соблюдать правила поведения в школе, на уроке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) :
Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Личностные: самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Оборудование: нарисованные знаки – условные обозначения, рисунки с изображением объектов для самопроверки (рабочая тетрадь, с. 4, первое задание).
Ход урока
I. Знакомство с учебником.
– Давайте поближе познакомимся с нашими верными друзьями – учебником и рабочей тетрадью. Рассмотрите обложку учебника как можно внимательнее. Наш учебник называется «Окружающий мир». Как вы понимаете это название? Что мы будем изучать? (Окружающий мир – это всё то, что нас окружает : природа, явления природы, различные предметы, которые сделаны человеком.)
– Откройте учебники. Попробуйте разгадать, что означают знаки, которые даны автором как условные обозначения. Как называется пятый знак? (Это восклицательный знак.)
– Как вы думаете, когда подобный знак используется? (Предположения детей.)
– Этот знак в учебнике говорит, что нам необходимо сделать определённые выводы. А вот такой кружок говорит нам, что надо выполнить определённые задания и ответить на вопросы. А как, по-вашему, когда может появиться такая улыбка? (Когда человеку весело, смешно.) Действительно, такой значок предлагает нам посмеяться вместе с автором учебника. Он так и называется – «смешинки».
Прежде чем определить, что означает следующий знак, отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга.)
– Что же может означать символ раскрытой книги? (Предположения учащихся.) Такой знак говорит, что этот материал предназначен для тех, кто уже умеет читать.
– Назовите второй знак. (Лупа.) Что это за приспособление? Для чего его используют? (Лупа – это увеличительное стекло, которое помогает увеличить всё мелкое, даёт возможность лучше его разглядеть.)
– Верно. В данном случае этот знак советует нам провести наблюдения, опыты. И последний знак. Он означает, что здесь есть подсказка, которую вам предлагает автор учебника.
II. Объяснение нового материала.
– Вы сегодня утром шли в школу. Светило яркое солнце. Дул лёгкий ветерок…
Мы с вами все живём в волшебном мире.
И этот мир не только у нас в квартире.
Он в сказочном дворце, в звезде,
В снежинке, в лучике, в дожде…
Работа с материалом учебника.
– Рассмотрите иллюстрации на странице 4 учебника. Перечислите всё, что вы здесь видите. Какие группы получились? (Неживая природа, живая природа, предметы, сделанные человеком.)
– Что мы относим к неживой природе? (Солнце, луну, облако, тучу, дождь, снег.)
– Что мы относим к живой природе?
Учащиеся перечисляют объекты живой природы, изображенные в учебнике.
– Все ли представители живой природы здесь изображены? Какие большие группы входят в состав живой природы? (Растения; животные и человек.)
– Перечислите предметы следующей группы. Как вы думаете, почему они выделены в особую группу? (Эти предметы не относятся к природе, так как все они сделаны руками человека.)
– На схеме представлена ещё одна группа. Что вы можете о ней сказать?
Учащиеся отмечают, что здесь изображена семья.
– Мы уже говорили о том, что человек является частью живой природы. Для чего же авторы поместили эту группу отдельно?
Ребята высказывают предположения, в ходе которых приходят к выводу, что семья – это близкие люди, которые нас окружают, это наш окружающий мир.
Физкультминутка
ЗАРЯДКА
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем заряду,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
А потом присесть и встать.
III. Закрепление пройденного.
1. Работа с материалом учебника.
– Выполните задание в учебнике (с. 5).
Учащиеся перечисляют каждый объект на рисунке.
– Какие две группы предметов вы видите? Докажите своё мнение.
Ребята объясняют, что здесь можно выделить группу объектов, которые относятся к природе, и те, которые не являются природой, потому что сделаны руками человека.
2. Работа в тетради.
– Рассмотрите внимательно эти объекты и раскрасьте только те, которые относятся к живой природе. Кто может выполнить это задание самостоятельно? Кому необходима помощь?
Учащиеся выполняют задание.
– Проверьте себя. На доске представлен образец правильного выполнения задания.
Самопроверка выполнения задания по образцу.
– Попробуйте определить, что нужно сделать в следующем задании. Почему рисунок с солнышком прикреплён к синему вагончику, а с цветком – к зелёному? (Солнышко – это неживая природа, а цветок – живая природа.) Выполните задание.
Проверку можно осуществить либо фронтально, либо предложить поменяться тетрадями и проверить друг у друга.
– Поработайте в паре. Посоветуйтесь и выполните следующее задание в тетради.
Учащиеся выполняют задание.
– Что у вас получилось?
IV. Итог урока.
– О чём мы говорили сегодня на уроке? Какой вывод вы можете сделать?