Ольга Александрова
Открытая интегрированная НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : средняя.
Образовательная область: «Познание»
Вид НОД: Ребенок и окружающий мир, ФЭМП
Тип НОД: традиционное с элементами развивающего
Цель: уточнить и закрепить знания детей о характерных особенностях времен года, о профессиях и необходимых для работы орудиях труда, о предметах старины, закрепить умения и навыки детей в счете до 5, в ориентировке в пространстве группы, в классификации диких и домашних животных, в узнавании и назывании геометрических фигур.
Публикация «Открытая интегрированная НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Задачи:
1) Воспитательная: воспитывать самостоятельность, интерес к деятельности, наблюдательность и любознательность; желание помочь попавшему в трудную ситуацию.
2) Развивающая: развивать образное мышление и воображение, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
3) Образовательная: упражнять в количественном счете в пределах 5. Закреплять представление о последовательности и характерных признаках времен года, о труде врача, парикмахера, повара, продавца, швеи и необходимых для работы инструментах. Упражнять в умении отгадывать загадки о предметах старины и узнавать их визуально. Закреплять ориентировку в пространстве. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры (круг; квадрат; треугольник; прямоугольник). Закреплять знание диких и домашних животных. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Методы воспитания и обучения: пояснение, показ, похвала, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, анализ, сюрпризный момент, игровая ситуация, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.
Оборудование: игрушки – Чебурашка, Маша, бабушка, дедушка, колобок, дикие и домашние животные, орудия труда врача, парикмахера, повара, продавца, швеи; магнитофон, запись песни Чебурашки, письмо с заданиями, иллюстрации – времена года, одежда, обувь, врач, парикмахер, продавец, повар, швея; ватман с отверстиями в виде геометрических фигур, геометрические фигуры, конфеты.
Связь НОД с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация».
План:
1. Организационный момент
2. Мотивационно целевой
3. Актуализация знаний
4. Закрепление знаний
5. Подведение итогов занятия
Ход занятия
Дети входят в группу
Восп. : Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло сегодня! Давайте со всеми поздороваемся и выполним пальчиковую гимнастику «Здравствуй!».
(Выполняется пальчиковая гимнастика)
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, ты и здравствуй я,
Здравствуйте, мои друзья!
(Звучит отрывок из песни Чебурашки)
Восп. :Ребята, послушайте! У нас, оказывается, есть еще один гость! Кто же это?
Дети: Чебурашка!
Восп. :Давайте глазками его поищем!
Дети: Он спрятался за бегонию!
(Воспитатель достает игрушку из-за цветка)
Восп. : Здравствуй, Чебурашка! Ой, ребята, мне кажется что-то не так с нашим гостем!
Дети: Он грустный!
Восп. : Чебурашка, что у тебя случилось? (подносит игрушку к уху) Ребята, он маленький и немного нас стесняется, поэтому всё объяснил нам в письме:
«К вам за помощью, друзья, из страны мультфильмов пришёл я. Ведь наша старуха Шопокляк всем устроила кавардак! Где б она не побывала, всё местами поменяла! Кто бы в гости к нам пришел и порядок там навёл?»
Ребята, поможем Чебурашке и его друзьям?
Дети: Да!
Восп. : Тогда отправляемся в гости к героям мультфильмов! Глаза все закрываем и до 5 считаем: 1, 2, 3, 4, 5, будем всем мы помогать. Глазки открываем, в сказку попадаем! Посмотрите, ребята, у кого в гостях мы оказались?
Дети: У Маши и медведя.
Восп. : Давайте послушаем, что у них случилось: «Шопокляк у нашей Маши весь смешала гардероб, кто порядок нашей Маше навести б сейчас помог?
Что надеть зимой холодной, в чем весной пойти гулять, девочки и мальчики смогут Маше показать?»
Ребята, поможете Маше разложить одежду по временам года?
Дети: Да!
Восп. : Но сначала нужно расставить по порядку времена года. Какое время года на первой картинке?
Дети: Осень!
Восп. : Почему вы так решили?
Ребенок: Потому что листья стали желтые, красные.
Ребенок: Потому что листья опадают.
Ребенок: Потому что птицы улетают в теплые края.
Ребенок: Потому что часто идут дожди.
Восп. : Правильно, это осень. А за осенью пришла…
Дети: Зима!
Восп. : Миша, найди и выставь картинку зимы.
(Ребенок находит изображение зимы и выставляет его)
Восп. : Ребята, Миша правильно выбрал картинку?
Дети: Да! Потому что здесь много снега, прилетели снегири, стало холодно, дети катаются на коньках, озеро замерзло, деревья стоят голые, у зайца белая шубка.
Восп. : А за зимой наступает…
Дети: Весна!
Восп. : Оля, выставь картинку весны и объясни, почему ты её выбрала.
(ребенок находит изображение весны и выставляет его)
Ребенок: Это весна, потому что снег тает, прилетели птицы, появились насекомые, на деревьях распустились листья, выросли трава и цветы.
Восп. : Молодец! Картина какого времени года у нас осталась?
Дети: Лето!
Восп. : А вы любите лето?
Дети: Да!
Восп. : Почему?
Дети: Да, потому что летом тепло, много цветов…
Восп. : Итак, времена года по порядку расставили, теперь поможем Маше разложить одежду и обувь.
Воспитатель показывает картинки с изображениями одежды и обуви. Дети проговаривают, в какое время года носят ту или иную одежду и обувь.
Восп. : Молодцы, помогли Машеньке разложить все по порядку. Пора отправляться дальше! Чебурашка любит с Геной кататься на поезде и предлагает нам на нем отправиться дальше. Согласны?
Дети: Да!
Проводится физ. минутка:
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
Восп. : Вот мы и на месте, в деревне Простоквашино! «У почтальона Печкина беда, ждут орудия труда нужные всем мастера, а старуха Шопокляк разложила всё вот так! Что кому отправить нужно, подскажите, дети, дружно!»
Поможем почтальону Печкину, ребята?
Дети: Да!
Восп. : Посмотрите, кто ждет посылки с орудиями труда?
Дети: Повар, врач, парикмахер, швея, продавец.
Восп. : Ребята, будем по одному подходить и говорить, кому что нужно для работы. Так и поможем почтальону Печкину собрать посылки.
Дети подходят по одному, берут инструмент, называют его и того, кому он необходим для работы.
Восп. : Молодцы, помогли почтальону Печкину. Все получат свои инструменты и будут хорошо работать. А нам пора отправляться в путь! Чебурашка предлагает отправиться к бабушке, дедушке и Колобку на лошадках.
Проводится артикуляционное упражнение «Лошадка».
Восп. : Вот мы и в деревне! Послушайте, что здесь случилось: «Шопокляк к нам приходила и чай с плюшками пила, с нами, видно, пошутила: наши вещи спрятала! Ребята, помогите, пропажу отыщите!»
Поможем бабушке и дедушке?
Дети: Да!
Восп. : Чтобы узнать, что спрятала Шопокляк, нужно отгадать загадки:
«Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает».
Дети: Ухват.
Восп. : «Концами над водой висит, середкой на плечах висит».
Дети: Коромысло.
Восп. : «Кланяется, кланяется, придет домой – растянется».
Дети: Топор.
Восп. : «Он пыхтит как паровоз, важно кверху держит нос, пошумит, остепенится, пригласит чайку напиться».
Дети: Самовар.
Восп. : Итак, нам нужно найти ухват, топор, коромысло, самовар. Глазками вы посмотрите, где увидите, скажите.
Дети: Самовар под елкой.
Топор на ёлке.
Коромысло за пеньком.
Уват на пеньке.
Восп. : Молодцы! Всё нашли и вернули бабушке с дедушкой. Но вот беда, Шопокляк ещё животных у них в лес увела. Ребята, дружно в лес пойдем и домой их всех вернем! Как называют животных, живущих с человеком?
Дети: Домашние животные.
Восп. : Ребята, чтобы в лес нам попасть нужно перейти реку. Но Шопокляк и здесь побывала и нам мост испортила, наделала в нём отверстий! Что же делать?
Дети: Отремонтировать мост.
Восп. : Посмотрите, что здесь лежит?
Дети: Геометрические фигуры.
Восп. : Ребята, а мы можем с их помощью отремонтировать наш мост?
Дети: Да!
Восп. : Возьмите по геометрической фигуре и найдите ей место на мосту.
Дети берут по геометрической фигуре и находят на «мосту» соответствующие отверстие. По ходу работы воспитатель уточняет у детей название и цвет геометрической фигуры.
Восп. : Молодцы, ребята! Теперь мы дружно по мосту пройдем и в лес чудесный попадем!
Посмотрите, каких домашних животных вы видите в лесу?
Дети: Корова, лошадь, козленок, баран, свинья, гусь.
Восп. : Мы их возьмем, бабе с дедом отведем! А какие животные остались в лесу?
Дети: Медведь, волк, лиса, заяц, олень, кабан, белка
Восп. : Как мы этих животных назовём одним словом?
Дети: Дикие животные.
Восп. : Ой, смотрите, здесь за пеньком мышка спряталась. К бабушке её отправим или же в лесу оставим?
Дети: В лесу.
Восп. : Почему мышка – дикое животное?
Дети: Потому что человек о ней не заботится, и она не приносит ему пользу.
Восп. : Правильно. Давайте отнесем домашних животных в деревню к бабушке и дедушке.
Дети относят домашних животных к дому.
Восп. : Вы, ребята, молодцы, всем отлично помогли. А теперь пора прощаться, в детский сад нам возвращаться! Глаза все закрываем и до 5 считаем: 1, 2, 3, 4, 5, вернулись в детский сад опять!
Восп. : Ребята, где мы с вами побывали и кому мы помогали?
Ответы детей.
Восп. : Ребята, посмотрите на Чебурашку. Что изменилось в нем?
Дети: Он стал веселым!
Восп. : За ваши доброту и уменья от Чебурашки угощенья! А найдете вы их за комнатным растением фиалкой.
Дети находят горшочек с фиалкой и берут конфеты.
Восп. : Попрощаться с ним пора. До свиданья, детвора!
Дети: До свиданья, Чебурашка! Спасибо за угощенье!