Галина Тогочакова
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством инновационного проекта «Ине тiлi»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально. В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.
Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Публикация «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством инновационного проекта „Ине тiлi“» размещена в разделах
Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на «высоконравственного патриота своей Родины».
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
На современном этапе по- иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».
Прежде чем стать патриотом Хакасии, надо знать традиции и обычаи хакасского народа, села, семьи, жить их интересами и заботами.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания дошкольников следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиций. Культура народа локализована: связана с традициями данной местности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие. Ребенок получает духовную поддержку и жизненную опору, через народное творчество он может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию. В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с малой Родиной.
Годы детства - «Это, прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающим, вырастает из любви к близким, родному краю». Перед знакомством дошкольников с традиционной культурой малой Родины проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру хакасского народа в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса оказались положительными. На основе инновационного проекта «Ине тiлi» и общей задачи дошкольного учреждения, а именно: «Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства к малой родине, родному селу через реализацию проектов с использованием инновационной программы «Ине тiлi» и плана по реализации инновационного проекта «Ине тiлi» ДОУ спланирована организационно — педагогическая работа. Групповые помещения дошкольного учреждения оснащены предметами, выполненными в национальных традициях малой Родины, созданы уголки хакасского быта. Методическая работа отвечает поставленной задаче, в дошкольном учреждении обучают педагогов и родителей. Для педагогов проводятся семинарские занятия, консультации. За этот период времени были проведены соответственно с планом: праздник «Чыл Пазы», проекты - «Абахай Тирегес», «Хакасия –мой край родной», «Алыптар Тирегес», «День родного языка», «Тун Пайрам». Содержание этнокультурного компонента в инновационном проекте «Ине тiлi» направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Аскизский район; формирование представлений о достопримечательностях родного села и его государственных символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Республики Хакасия; ознакомление с картой Республики Хакасия и своего района. Этнокультурный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям: - управление реализацией образовательной программы; - создание и обновление предметно - развивающей среды; - инновационная работа; - формы сотрудничества с семьей; - преемственность в работе ДОУ и школы; - взаимодействие ДОУ с социумом. Первое направление – управление реализацией образовательной программы. Для реализации регионального компонента в условиях ДОУ созданы соответствующие условия: кадровая подготовка педагогов, расстановка специалистов разного профиля: наличие специалиста по краеведческой работе в ДОУ; программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание образовательной программы, инновационной программы «Ине тiлi» эффективные технологии; эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установлена связь с другими учреждениями образования и культуры. Второе направление – создана и обновлена предметно-развивающая среда. Обогащение развивающей среды является одним из важных условий реализации этнокультурного компонента. Для реализации этнокультурного компонента в краеведческом образовании детей оборудованы краеведческие уголки в каждой возрастной группе. Использование экспонатов и краеведческого материала способствует формированию знаний о родном крае, развивает познавательных интересов, духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Создан небольшой музей «Юрта». непосредственно в дошкольном учреждении и регулярно посещается районный краеведческий музей. Третье направление - инновационная работа. Детское экспериментирование развивается через продуктивные формы интеллекта и является ведущей деятельностью в период дошкольного развития. Создаем, необходимые условиями для успешного экспериментирования, где положительную роль играет развивающая среда, общение со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, а так же используем индивидуальные и групповые проекты. Проектная деятельность или метод проектирования выступает как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников. Семейный проект «Родословное древо моей семьи».
Четвертое направление формы сотрудничества с семьей.
Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейный проект «Родословное древо моей семьи», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.
Работа в рамках этнокультурного компонента предполагает взаимодействие с другими организациями. В нашем селе это районный краеведческий музей, Дом детского творчества, Школа искусств, районная библиотека, республиканский театр «Читеген», республиканский детский танцевальный ансамбль «Чатханат».
Планируемые итоговые результаты освоения инновационного проекта «Ине тiлi» по краеведению «: дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме, природе Республики Хакасия; проявляют заботу о своей семье; имеют первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших Аскизский район; могут рассказать о своем родном селе, назвать его; знают государственную символику родного села; проявляют интерес к народному творчеству, знают представителей растительного и животного мира Республики Хакасия; имеют представление о карте родного края и района.
Тогочакова Г. А., заместитель заведующего по воспитательно – образовательной работе.
___