Полина Строгонова
Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью
▼ Скачать + Заказать документы
Извавно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения.
Это трудно, потому что каждый человек думает и поступает по-своему, у людей разные взгляды на жизнь и разные интересы. Чтобы никого не обижать напрасно, чтобы быть приятными и привлекательными, люди придумали и установили особый порядок поведения, удобный для всех, и назвали его этикетом..
Публикация «Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью» размещена в разделах
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. Этикет – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.
«Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [Словарь по этике 1981 : 412].
Современная культура унаследовала подлинные богатства человечества, она выделила из разнообразного наследия прошлого все, что сохранило истинную ценность. Содержание нашего этикета определяется нашими моральными и нравственными нормами, исходит из равноправия, взаимного уважения. Не случайно специалисты, обращаясь к изучению этикета, обнаруживают много сходного и в неписаных ритуалах горцев, и в обычаях русского народа, и в правилах поведения восточных национальностей. Всем им свойственно уважение к старшим, законы гостеприимства, требование сдержанности в манерах и многое другое.
В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Это самое емкое понятие среди процессов, характеризующих воспитание личности, проблема социализации детей в образовательных учреждениях и, в частности, дошкольных учреждениях вызывает большой интерес ученых и практиков, он находит свое отражение в многочисленных психолого-педагогических исследованиях. Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении. Этикет выполняет в обществе регулятивную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Знания правил этикета необходимы и государственным деятелям, и широким народным массам, и узко обозначенным социальным группам. Поэтому обучение детей правилам и нормам поведения, принятым в обществе, является одной из важных задач в системе образования и воспитания подрастающего поколения, способствует успешной социализации личности.
Для оптимизации процесса социализации личности в современной педагогической науке ведется поиск условий становления социального опыта, начиная с дошкольного возраста - сензитивного периода развития речи (Л. С. Выготский, периода, имеющего особую значимость для всего последующего развития человека (A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.).
Процесс формирования социальных умений дошкольника должен строиться с учетом антропологического, средового и деятельностного подходов и оцениваться по критериально ориентированной системе специальных показателей, иллюстрирующих уровень осознания ребенком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, норм поведения в общественных местах, способствующих его успешной социализации.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врачом, заведующей, музыкальным работником и т. д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. В раздевальной комнате дети остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
Нередко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются к воспитателю, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость и т. д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик и т. д., только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе.
Несмотря на банальность, тема остается актуальной и сегодня. Наблюдения показывают, что без специальной подготовки процесс формирования культуры поведения за столом приобретает бытовой характер (учим вести себя так, как привыкли сами). Поэтому дети не знают, куда деть локти, как обойтись с использованной бумажной салфеткой и сколько раз ее можно брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота и куда девать косточки, с какой стороны положить вилку, если стол сервируется без ножа, и многое другое.
В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.
Как сидеть за столом (спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками).
Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями (ложку держать в правой руке, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом; бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот, пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки).
Что, чем и как есть (суп едят ложкой, сосиску – вилкой и ножом; макароны, вареники и пельмени, омлет – только вилкой; ягоды – десертной ложкой; хлеб не откусывают, а отламывают руками; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом и др.).
. Как общаться за столом (говорить вполголоса, вежливо обращаться с просьбой, благодарить, не говорить с полным ртом).
Как правильно и красиво сервировать стол (учитывать законы сервировки и эстетики).
Проблемы в овладении этикетом
Этикетное правило, или этикетная формула поведения, состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков.
Как известно, дети, особенно дошкольники, не любят правил, которые диктуют им взрослые. Часто они в силу своих психических особенностей с трудом принимают и понимают их. Любое правило имеет действенную природу, т. е. одновременно диктует и то, что надо делать, и то, чего делать нельзя. В ряде исследований было доказано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует того, что человек будет руководствоваться им в практической деятельности; в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки им (С. Г. Якобсон).
Между знанием правила и действием по правилу действительно существует разрыв. Чтобы правило стало осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым мотивом действия ребенка. Однако здесь возникает следующий вопрос: как сделать правило привлекательным для ребенка?
В педагогической и психологической литературе можно найти несколько продуктивных решений этого вопроса. Одно из них связано с «мотивирующей силой» детского коллектива, т. е. со стремлением ребенка подражать сверстникам; другое – с признанием и поддержкой взрослого, который делает правило личностно значимым для отношения ребенка и взрослого; третье основывается на ценности и привлекательности для ребенка отдельных литературных персонажей, которые олицетворяют конкретные формы поведения.
ТРЕБОВАНИЯ К НОД ПО ЭТИКЕТУ
- Мотивационное обеспечение: привлекать тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать сверстникам, заслужить признание взрослого, подражать литературному персонажу).
Эстетическое обеспечение: красота, гармоничность в подборе материалов.
Эмоциональное сопровождение: атмосфера приятных положительных эмоций; доброжелательный настрой; искренность; заинтересованность воспитателя в успехах детей; собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Форма организации: игры-занятия, занятия-практикумы.
Особенности взаимодействия с детьми: опора на их жизненный опыт; обеспечение понятного, интересного детям мотива деятельности на занятии и психологической поддержки.
ТРЕБОВАНИЕ К ВОСПИТАТЕЛЮ
Компетентность (знание правил столового этикета, грамотное планирование работы, ответственность за получение конкретных результатов).
Грамотный показ образца применения правила (речевые формулы вежливости, пользование столовыми приборами, внешний вид, тактичность и т. д.).
Наличие общей культуры.
Доброжелательность в общении с детьми, искренняя заинтересованность в их успехах, способность оказать ребенку своевременную психологическую поддержку.
Умение взаимодействовать с ребенком.
Способности, необходимые в проведении просветительской работы среди родителей.
Проводимая в течение нескольких лет работа дает хорошие результаты. Дети приобретают уверенность и способны, достойны вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи, хорошо владеют социальной ролью культурного человека за столом.
Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников. Конечно, ребенок не всегда в дальнейшем будут иметь такие же благоприятные условия для проявления полученных знаний и их совершенствования. Но все то, что он получил в дошкольном детстве, пригодится и поможет детям.