Наталья Жукова
Этапы развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Свою консультацию я решила поделить на 2 раздела:
1. Возрастные этапы развития св. речи
2. Рассказать, что родители/педагоги м. сделать, чтобы развивать речь ребенка в каждом из предложенных этапов.
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (несколько логически сочетающихся предложений, обеспечивающее взаимопонимание и общение.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Публикация «Этапы развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Развитие связной речи — основа процесса речевого развития ребенка.
Борис Моисеевич Гриншпун (ученый, исследователь, логопед, преподаватель) предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов :
1. доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев)
2. 1 – 1,5 г.
3. 1,5 – 2 г.
4. 2 – 3 г.
5. 3 – 5 лет
6. 6 - 7 лет
Подробно останавливаться на доречевом периоде я не буду, скажу только что он длится от рождения и до года. Родителям в этот период нужно быть чутким к ребенку, много с ним общаться, внимательно слушать и давать ему двигательную свободу.
Важные диагностические параметры
речевого развития ребё нка к 1 году жизни:
- усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /смотрит глаза в глаза, присутствуют ритуалы приветствия и прощания/,
- хорошее понимание обращённой речи,
- завершение лепетной стадии и появление первых слов,
- сформированность базовых навыков глотания и жевания.
На следующем этапе от 1 до 1,5 лет происходит понимание речи – на бытовом уровне, понимание простых инструкций. Словарь ребенка – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания).
Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.
Поведение не регулируется речью взрослых.
В 1,5-2 года у детей происходит понимание речи, они удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. (пойди на кухню и принеси чашку….)Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса/. Словарь – до 200 слов.
Дети активно используются изобразительные, указательные жесты. Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение, они произносят звуки – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /пытаясь их смягчить/ К 2 годам появляется фраза. Поведение на данном этапе не регулируется речью взрослого.
На следующем этапе 2-3 года ребенок проявляет активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?»
Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них.
Чем раньше ребёнок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.
Словарь – до 1000 слов.
Звукопроизношение – речи появляются свистящие звуки ([С], [С’],[З], [З’], [Ц]).
Осваиваются основные грамматические категории.
В этот период начинается «расцвет» неологизмов. Словотворчество. (мирисик, икра огурочная, хвастун – тот, у кого хвост растет. Мам, давай я тебя расчешу. Ты у нас такая лохудка (лохматая) Если ребенок начинает придумывать новые слова - показатель нормального речевого развития в данном возрасте/.
Речь пока ситуативная. Активно развивается самокоммуникация, (ребенок играет, проговаривая сюжет сам)
Большой интерес возникает к детским текстам: стихи, сказки. Ребенок хорошо их запоминают.
Поведение на данном этапе уже хорошо регулируется речью взрослого.
На этапе от3-до5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. В речи появляются деепричастия, употребляются все предлоги.
Происходит активное становление монолога /описание, повествование/.
• Активно вступают в разговор, могут поддержать беседу Пересказывают сказки и короткие рассказы
• Сами рассказывают по игрушкам и картинкам Умеют формулировать вопросы Рассказы в большинстве копируют образец взрослого
Сформированы предпосылки к овладению чтением.
Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает
окружающее.
Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье.
Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.
Причины нарушения речи на данном этапе :
- внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. ;
- родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов;
- заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);
- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.
Особенности развития связной речи в возрастных группах
Ранний возраст До 3 лет. Создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слышать и понимать доступные им по содержанию рассказы и сказки и повторять отдельные реплики и фразы. В двух фразах рассказывать по картине или об увиденном на улице.
Главное условие развитие речи у ребенка – живая правильная речь родителей и окружающих людей.
Качалова Снежана Викторовна ( 2 образования:мед и пед, нейропсихолог) : в результате исследований: отделы коры г. м., отвечающие за речь развиваются только посредством живого общения. Ухо ребенка не улавливает, а г. м. не анализирует частоту звука, исходящую из динамика телевизора, смартфона.
В семьях, в которых телевизор включен в фоновом режиме, дети развиваются медленнее. Мышление развивается параллельно с речью.
Пример из певческой среды. В одной музыкальной среде жила в клетке певчая птица. Хозяева никак не могли научить ее петь, включали записи трелей птиц. Безрезультатно. Однажды начали петь дома. Птица запела. Вывод: не только люди, но и животные воспринимают только живой звук.
Вторая младшая Детей необходимо учить пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушки, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжету).
Средняя группа Дети пересказывают содержание сказок и рассказов не только знакомых, но и впервые услышанных.
Рассказыванию по картине учатся сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно стоить высказывания описательного и повествовательного рассказа.
Необходимо обращать внимание на структурное оформление описаний и повествовании,
Старшая группа Дети в норме связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги героев.
По серии сюжетных картинок, по игрушкам учатся составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать последующие действия.
Подготовительная к школе группа Детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры.
Усложняются задачи и содержание обучения рассказыванию по игрушкам и картинкам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения из содержания, структуры, связанности.
Педагогические требования к речи педагогов. Речь взрослых должна быть абсолютно правильной, литературной, ритмичной, плавной, нормальной громкости. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире.
В конце своего выступления хотелось бы обратить ваше внимание на
Типичные ошибки педагогов в подготовке и проведении речевых занятий:
• Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей (речевая активность педагога должна составлять 1/3, а не наоборот);
• В поставленных речевых задачах не хватает конкретики ( например: обогащать словарь детей и всё. Нет перечисления конкретных слов);
• Быстрая потеря интереса детей к занятию (было установлено, что на 5 минуте занятия у 15% детей снижается внимание, на 7-й – у 20%, через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);
• Воспитатель преимущественно активизирует речь тех детей, которые более умелы в пересказе, рассказе, у них богатый словарный запас или они более уверенны, или открыто требуют к себе внимания;
• Незнание педагогом методики проведения речевых занятий (методики пересказа, заучивания стихотворений, рассказа по картине и т. д.).