МААМ-картинки

Этапы развития связной речи у дошкольников

Наталья Жукова
Этапы развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Свою консультацию я решила поделить на 2 раздела:

1. Возрастные этапы развития св. речи

2. Рассказать, что родители/педагоги м. сделать, чтобы развивать речь ребенка в каждом из предложенных этапов.

Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (несколько логически сочетающихся предложений, обеспечивающее взаимопонимание и общение.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Публикация «Этапы развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах

Развитие связной речи — основа процесса речевого развития ребенка.

Борис Моисеевич Гриншпун (ученый, исследователь, логопед, преподаватель) предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов :

1. доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев)

2. 1 – 1,5 г.

3. 1,5 – 2 г.

4. 2 – 3 г.

5. 3 – 5 лет

6. 6 - 7 лет

Подробно останавливаться на доречевом периоде я не буду, скажу только что он длится от рождения и до года. Родителям в этот период нужно быть чутким к ребенку, много с ним общаться, внимательно слушать и давать ему двигательную свободу.

Важные диагностические параметры

речевого развития ребё нка к 1 году жизни:

- усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /смотрит глаза в глаза, присутствуют ритуалы приветствия и прощания/,

- хорошее понимание обращённой речи,

- завершение лепетной стадии и появление первых слов,

- сформированность базовых навыков глотания и жевания.

На следующем этапе от 1 до 1,5 лет происходит понимание речи – на бытовом уровне, понимание простых инструкций. Словарь ребенка – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания).

Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.

Поведение не регулируется речью взрослых.

В 1,5-2 года у детей происходит понимание речи, они удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. (пойди на кухню и принеси чашку….)Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса/. Словарь – до 200 слов.

Дети активно используются изобразительные, указательные жесты. Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение, они произносят звуки – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /пытаясь их смягчить/ К 2 годам появляется фраза. Поведение на данном этапе не регулируется речью взрослого.

На следующем этапе 2-3 года ребенок проявляет активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?»

Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них.

Чем раньше ребёнок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.

Словарь – до 1000 слов.

Звукопроизношение – речи появляются свистящие звуки ([С], [С’],[З], [З’], [Ц]).

Осваиваются основные грамматические категории.

В этот период начинается «расцвет» неологизмов. Словотворчество. (мирисик, икра огурочная, хвастун – тот, у кого хвост растет. Мам, давай я тебя расчешу. Ты у нас такая лохудка (лохматая) Если ребенок начинает придумывать новые слова - показатель нормального речевого развития в данном возрасте/.

Речь пока ситуативная. Активно развивается самокоммуникация, (ребенок играет, проговаривая сюжет сам)

Большой интерес возникает к детским текстам: стихи, сказки. Ребенок хорошо их запоминают.

Поведение на данном этапе уже хорошо регулируется речью взрослого.

На этапе от3-до5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. В речи появляются деепричастия, употребляются все предлоги.

Происходит активное становление монолога /описание, повествование/.

• Активно вступают в разговор, могут поддержать беседу Пересказывают сказки и короткие рассказы

• Сами рассказывают по игрушкам и картинкам Умеют формулировать вопросы Рассказы в большинстве копируют образец взрослого

Сформированы предпосылки к овладению чтением.

Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает

окружающее.

Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье.

Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.

Причины нарушения речи на данном этапе :

- внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. ;

- родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов;

- заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);

- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

- наследственные факторы;

- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

Особенности развития связной речи в возрастных группах

Ранний возраст До 3 лет. Создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слышать и понимать доступные им по содержанию рассказы и сказки и повторять отдельные реплики и фразы. В двух фразах рассказывать по картине или об увиденном на улице.

Главное условие развитие речи у ребенка – живая правильная речь родителей и окружающих людей.

Качалова Снежана Викторовна ( 2 образования:мед и пед, нейропсихолог) : в результате исследований: отделы коры г. м., отвечающие за речь развиваются только посредством живого общения. Ухо ребенка не улавливает, а г. м. не анализирует частоту звука, исходящую из динамика телевизора, смартфона.

В семьях, в которых телевизор включен в фоновом режиме, дети развиваются медленнее. Мышление развивается параллельно с речью.

Пример из певческой среды. В одной музыкальной среде жила в клетке певчая птица. Хозяева никак не могли научить ее петь, включали записи трелей птиц. Безрезультатно. Однажды начали петь дома. Птица запела. Вывод: не только люди, но и животные воспринимают только живой звук.

Вторая младшая Детей необходимо учить пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушки, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжету).

Средняя группа Дети пересказывают содержание сказок и рассказов не только знакомых, но и впервые услышанных.

Рассказыванию по картине учатся сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно стоить высказывания описательного и повествовательного рассказа.

Необходимо обращать внимание на структурное оформление описаний и повествовании,

Старшая группа Дети в норме связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги героев.

По серии сюжетных картинок, по игрушкам учатся составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать последующие действия.

Подготовительная к школе группа Детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры.

Усложняются задачи и содержание обучения рассказыванию по игрушкам и картинкам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения из содержания, структуры, связанности.

Педагогические требования к речи педагогов. Речь взрослых должна быть абсолютно правильной, литературной, ритмичной, плавной, нормальной громкости. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире.

В конце своего выступления хотелось бы обратить ваше внимание на

Типичные ошибки педагогов в подготовке и проведении речевых занятий:

• Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей (речевая активность педагога должна составлять 1/3, а не наоборот);

• В поставленных речевых задачах не хватает конкретики ( например: обогащать словарь детей и всё. Нет перечисления конкретных слов);

• Быстрая потеря интереса детей к занятию (было установлено, что на 5 минуте занятия у 15% детей снижается внимание, на 7-й – у 20%, через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);

• Воспитатель преимущественно активизирует речь тех детей, которые более умелы в пересказе, рассказе, у них богатый словарный запас или они более уверенны, или открыто требуют к себе внимания;

• Незнание педагогом методики проведения речевых занятий (методики пересказа, заучивания стихотворений, рассказа по картине и т. д.).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы развития связной речи у дошкольников
Опубликовано: 27 апреля 2023 в 07:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы развития связной речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД