Папки-передвижки

Этапы нравственного становления ребенка

Лидия Чикунова
Этапы нравственного становления ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы нравственного становления ребенка

Когда в семье рождается дитя, то родители безгранично верят в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Так почему же так редко ребенок бывает таким, как хочется взрослым? Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают. Ведь духовность и нравственность не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать.

Публикация «Этапы нравственного становления ребенка» размещена в разделах

Развитие личности, и в первую очередь, её духовно-нравственной сферы связывается с построением его собственной иерархии ценностей - целей, формируемых под воздействием культурных традиций, индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания в семье, детском саду, школе, в общении со сверстниками, самовоспитания. Но ребенок воспринимает для себя далеко не все ценности - цели как жизненные ориентиры. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности, общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития личности.

Дифференциация воспитательных целей по возрастным периодам становится весьма актуальной проблемой для обеспечения продуктивной воспитательной практики, как в семье, так и в образовательных структурах. Знание этапов нравственного становления ребенка необходимо для осмысления и анализа содержания и динамики изменения воспитательных отношений в различные периоды духовного становления человека. В основе предлагаемой концепции (по А. Ц. Гармаеву) лежит принцип отдаленности результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия и цикличности, т. е. повторяемости в определенные возрастные периоды на качественно новом уровне зафиксированных ранее отношений человека к окружающей среде. Действие этого закона подтверждается многочисленными фактами из психолого-педагогической практики.

За первичный цикл закладывания будущих отношений человека к социальным ценностям принимаются первые 24 года. Сам цикл в 24 года подразделяется на два периода: до 12 лет и после 12 лет. Возраст от зарождения до 12 лет является фундаментальным периодом в становлении нравственных качеств, душевных свойств личности. Главным содержанием первого периода является запечатление, которое происходит, прежде всего, путем улавливания проявляемых отношений к окружающему близких ребенку людей. Дети в этот период открыты для того, чтобы копировать рисунок отношений и поведения старших. С 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок на собственных поступках должен проверить то, что он запечатлел в своем сознании.

1 этап : Внутриутробное становление — это прежде всего запечатление душевных сил матери, ее душевного состояния, которые проявляется в отношении к отцу, детям, если они есть, к собственным родителям, т. е. к бабушкам и дедушкам, и вообще ко всем людям, с которыми она встречается дома и на работе. Если мать не дала этих душевных сил, она сама их не имела, она сама находилась в глубоком бессилии перед событиями окружающей жизни (на работе или дома, то это все, переживая, она и запечатлела в своем ребенке.

В возрасте 5–7 лет такие дети проявляют очень сильную неврастению, выставляют свое «я сам» и упорствуют в нем, либо часто капризничают, обижаются, постоянно болеют, подсознательно используя болезнь как способ управления вниманием и услужливостью родителей. Потом, в возрасте 12–14 лет, они душевно неустойчивы, быстро приходят в состояние истерик, внутреннего упадка, озлобления, жестокости, черствости и т. д. У них просто не хватает душевных сил.

После рождения начинается второй период становления ребенка. Он длится до 3 х лет. Это время душевного развития. В этот период дети запечатлевают способ общения людей, прежде всего матери и отца. В возрасте 21-24 года активно проявляется то, что он запечатлел до 3- х лет: образ отношений к человеку и отношений в своей семье

Возраст с 3 до 5 лет — это возраст телесного развития, когда внешней доминантой психической деятельности ребенка является игра, а внутренней — обретение взрослых смыслов жизни. Недаром именно в этом возрасте они играют во взрослые игры: в дочки-матери, продавцов-покупателей и т. д. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем схватывают саму суть - проявляемые отношения к окружающим людям, предметам, процессам. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательны герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны, поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. И если ребенок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим вам назло!» Очень важно помнить родителям о ценностном значении книги. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту. Очень важно в этом возрасте обсуждать с ребенком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот. В возрасте старше 3 лет для полноценного развития ребенку необходимо эпизодическое общение со сверстниками в детском саду. Если уровень отношений воспитателя с детьми достаточно высок, выстраивается на гуманных отношениях соучастия, сотрудничества, то, как норма запечатлевается внимательное, чуткое отношение к окружающим, проявление заботы и взаимопомощи тем, кто нуждается в этом. На этом этапе закладываются способности к общению. Формирующееся умение устанавливать дружеские контакты со сверстниками напрямую связано с успешностью социальных контактов молодого человека в возрасте от 19 до 21 года.

В возрасте от 19 до 21 года происходит реализация того, что было заложено в сознание и душу ребенка в возрасте от 3 до 5 лет, реализовывалось в ролевых играх. На новом витке своего становления происходит закрепление приобретенных ранее смыслов взрослой жизни в собственной практике. Молодые люди примеряют, сверяют свой нравственный опыт в новых условиях, проявляя активность в социально значимых делах вне семьи. Причем юноши и девушки, которые проявляют больше уверенности в себе, больше смелости в развертывании созидающей деятельности, больше инициативы, смелых решений и попыток, в дальнейшем успешно самоутверждаются и самореализуются. Значение взаимоотношений с окружающими в этот период невозможно переоценить: оно необходимо и для успешной профессиональной деятельности и для устройства личной и будущей семейной жизни.

Возраст от 5 до 7 лет, по представлению психологов, это время, когда все телесное находится в строгом послушании у духовного начала. Причем активное духовное развитие ребенка в этом возрасте обеспечивается через труд, как отклик на нужду другого человека, т. е. труд - заботу. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее важны следующие: сделать приятное, нужное людям, принести пользу. В этом возрасте важно приучать ребенка к самостоятельности в выполнении посильных домашних обязанностей, предоставлять возможность учиться самому себя обслуживать, а главное проявлять заботу о близких людях. Глубинный психологический смысл труда - заботы заключается в закреплении совестливого отношения к людям. А ведь именно совесть, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Толчок в развитии получают морально - нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как дисциплинированность и ответственность, трудолюбие, волевые качества, так необходимые при поступлении ребенка в школу. Ведь в школе ребенка ждет напряженный труд. При умелой организации родителями и воспитателями трудовой деятельности дети учатся ставить цель, принимать решения, намечать план действия, делать определенные усилия для преодоления препятствия, оценивать результат и испытывать чувство удовлетворения от своего трудового действия. Если в возрасте 5-7 лет ребенок запечатлел труд как отклик на нужду окружающих людей, тогда он с 17 до 19 лет проявляет готовность к решению серьезных жизненных задач в активной трудовой деятельности. Если период от 5 до 7 лет, т. е. период становления трудового отклика, проведен в праздности, в беззаботных играх или в занятиях по способностям, то во взрослой жизни душевных сил на выполнение работы нет, потому что не было такой привычки в детстве. Опыт трудовых отношений обретается сегодня у юношества только с 17–19 лет. В результате человек просто не может понять, что от него хотят. От него ждут просто работы, а у него нет внутреннего движения к ней. Поэтому нужны внешние опоры в виде денежных стимулов, престижа, угрозы наказания и т. д. В его памяти нет таких образов (а именно они побуждают человека к действию, в которых работа была бы соединена с людьми.

В этот период ребенок учится различать послушание и своеволие, любовь и хотение, совестливого человека или бессовестного.

Подсказать и помочь провести эти различения должны родители, поскольку воля ребенка воспитывается через послушание, которое должно исходить из искренней любви к матери и отцу, а не из страха наказания или желания что-то взамен послушания получить. В возрасте 17-19 лет у молодых людей проявляется активное стремление к общению с родителями для решения возникающих жизненных проблем. И если установлен между ребенком и родителями душевный контакт, то в семье возникают глубокие отношения почитания самых близких людей, признательности за умение поддержать, объяснить, успокоить в минуты сомнений и разочарований.

Доминирующим запечатлением детей в возрасте от 7 до 10 лет становится почтительное отношение к взрослым. Если до 7 лет сформировалось уважение к родителям, то с 7 лет на его основе зарождается почитание людей с богатым жизненным опытом. Ведущей деятельностью становится учебная. Особое значение имеет возникающие отношения к учебному труду, учителю, который сыграет в дальнейшей учебной деятельности человека определяющую роль. Психологами замечена характерная особенность: если дети в возрасте от 7 до 10 лет испытывали чувство радости и удовлетворения от учебного труда, то тогда происходит накопление резерва душевных сил на учебную деятельность вообще, и этот резерв действует, до конца жизни. Такие дети способны к самообразованию и готовы учиться всю жизнь. На витке нравственного становления в 14-17 лет повторяется период от 7 до 10 лет. Происходит интенсивное интеллектуализация личности, оформляется отношение к учебной деятельности. С 14 лет с теми, у кого резервы для учения есть, происходит удивительная метаморфоза: они начинают активнее заниматься учебой. Особых успехов в старших классах достигают те школьники, которые в начальной школе учились с радостью. Они на завершающем школьном этапе учатся с огромным удовольствием, достигая высоких результатов. На этом этапе глубоко осмысливаются все события, которые происходят в жизни.

В 10-12 лет наступает период активизации множества способностей, которые заложены в каждом человеке. Подростки живут по принципу: «драм-кружок, кружок по фото, да ещё и петь охота». Это их нормальное состояние, поскольку пробудившиеся способности подросток должен реализовать в деле. Во внешнем плане идет активизация способностей, а во внутреннем - выбор и усвоение трудовых действий. В этом возрасте необходимо учить полноте трудового действия, т. е. преодолению трудностей, которые могут встретиться при реализации задуманного, и обязательному доведению дела до результата. Достижение цели должно сопровождаться чувством радости и удовлетворения от выполненной работы.

На возрастном этапе от 12 до 14 лет как бы продлевается период от 10 до 12 лет. Наступает период самостоятельных поступков, обретение смыслов истинного трудового действия, пробы себя в активной социально значимой деятельности. Если подросткам предлагают серьезное дело, они включаются в него с такой искренностью и полнотой усилий, на которые никакой другой возраст не способен. На этом этапе важно вселять в ребенка уверенность в своих силах. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена». Важно хвалить ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством, внушать, что старание и настойчивость обязательно приведут к успехам.

Становится очевидным, что духовное развитие человека осуществляется, как и физическое, с определенной цикличностью. На каждом возрастном этапе решаются конкретные воспитательные задачи. Успехи, как и неудачи, в духовно нравственном воспитании детей будут иметь отзвук на протяжении всей их последующей жизни.

Нравственное воспитание детей в семье должно строиться на развитии в них определенной системы ценностей, привитии положительных поступков, что в целом создает правильную личность. Ребенок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми, если он будет понимать значение таких слов, как доброта, дружба, сопереживание, любовь и справедливость. Правильно воспитанные дошкольники более устойчивы к стрессам. Нравственные нормы лучше усваиваются в дошкольном возрасте, поэтому их воспитание нужно начинать именно в этот период. Образцы поведения, которые устанавливаются обществом, в дальнейшем будут выступать регуляторами поступков детей. Правильно организованное нравственное воспитание позволяет развить в ребенке желание поступать хорошо не из-за одобрения взрослого, а потому что он хочет так поступить и знает — это правильно. Дружелюбное отношение к другим детям, отзывчивость на чужие проблемы является центром нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Эмоции играют немаловажную роль в воспитании ребенка. Они становятся более разнообразными по мере взросления малыша. Эмоции помогают сформировать определенное отношение к действительности и реакцию на неё. Чем взрослее ребенок, тем богаче его эмоциональная сфера. Так, дошкольник овладевает вербальными и невербальными средствами выражения эмоций. Он учится управлять ими и осознанно реагировать на происходящее. Нравственное воспитание присутствует в жизни ребенка на протяжении всей его жизни. Среда, в которой ребенок растет и развивается, является основой для нравственного развития личности. Поэтому участие семьи в формировании нравственности дошкольников является важным моментом. То, как ведут себя родители, ребенок очень быстро схватывает и воспринимает это как норму поведения. Чувства, которые затем становятся ценными для ребенка, формируются не без помощи взрослых. Они способны вызвать угрызение совести за плохой поступок и удовлетворение за правильное поведение. Поэтому родителям необходимо обсуждать с дошкольником нравственные вопросы, формируя в нём систему ценностей и понимание правильных и неправильных поступков. Чаще всего используют приём обсуждения поведения литературных героев и людей, окружающих ребенка. Так, понятие нравственности становится более ясным для малыша. Если ребенка вовремя не научить понимать чувства других людей, то может сформироваться конфликтная личность. Поэтому эмпатия — важное чувство, которое необходимо развивать в дошкольнике. Взрослые должны обращать внимание на переживания ребенка, учить его выражать словом свои чувства и эмоции.

Каждый год жизни ребенка — это выполнение разных социальных ролей, которые он примеряет на себя: друг, дочь (сын, воспитанник и т. п. Эти роли позволяют сформировать нравственную личность, обладающую добротой, заботой, дружелюбием, справедливостью и другими качествами. Чем богаче будет мир ролей, тем больше нравственных норм усвоит ребенок. Воспитать дошкольника поможет игра.

Публикации по теме:

«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии». Зрителям были представлены копии картин.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Стихотворения на тематику о пути становления мужчины Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. В некоторых Ваших публикациях я встречал термин гендерное воспитание. Сказать точно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этапы нравственного становления ребенка
Опубликовано: 21 августа 2024 в 18:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы нравственного становления ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Чикунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД