Ольга Немцева
Эссе «Миссия воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Миссия воспитателя.
В некотором царстве, в некотором государстве…
Да, да, именно в этом царстве живут самые наивные, искренние, нежные, верящие в волшебство люди – это наши дети. Только в этом государстве нет дефолта и обвала рубля, бюрократии и коррупции. Здесь верят в Деда Мороза и в волшебную Фею. И я уверена, любой из нас взрослых с радостью бы оказался в государстве под названием «Детство». Ведь только здесь можно быть самим собой, быть таким, какой ты есть!
Публикация «Эссе „Миссия воспитателя“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Именно дети могут сказать тебе правду и не лукавить, именно они могут быть непосредственными и потешными, именно в этом сказочном возрасте отсутствуют «философские» вопросы: «Что сварить на ужин?» или «Чем заплатить за кредит?». И это здорово! Здорово, что детям не свойственны эти проблемы!
И как хорошо, что у меня есть колоссальная возможность каждый день купаться в море ребячьей фантазии и, благодаря общению с детьми, быть похожей на них, таких непосредственных и потешных. Массу положительных эмоций и радости приносят в жизнь маленькие оптимисты. Ну как можно вместо «кошки» сказать «котиха», вместо «сложила» сказать «складила», или «ребёнышек» вместо «детёныш животного». А дальше больше: «грязевая обувь», «гоночная ракета», «козлевое стадо» - ну как тут не улыбнуться?.
Приятно осознавать, что это удовольствие – моя работа, и её не пришлось долго выбирать! Всё как-то случилось само собой. Правы психологи, говоря, что человек делает выбор профессии интуитивно, исходя из своего характера и мировоззрения. Только теперь могу я сказать, что моё решение связать профессиональную деятельность с детьми, было верным. Ведь подчас правильными решения бывают тогда, когда определяешься сразу. У меня так и было. Класс, училище, университет, и всё это со словом «пед». Сама учёба в них была интересной и увлекательной для меня.
Кто не примерял в детстве профессию воспитателя на себя? Кто не хотел быть похожим на свою Марию Ивановну или Светлану Андреевну? Именно она, Торшина Светлана Андреевна, была у меня первым воспитателем. И мои воспоминания о том далёком времени самые тёплые, самые приятные и, конечно, мне хотелось быть похожей на неё. Тогда я ещё не знала, что мой выбор профессии будет связан с педагогикой.
Ян Амос Коменский в своё время говорил, что педагог – это артист, исполняющий множество ролей: художника, хореографа, скульптора, швеи, исполнителя песен. Став воспитателем, я убедилась в правильности его слов, а ещё в том, что эти роли я могу с успехом совмещать. Перевоплощаясь в любую роль, я вижу восторженную реакцию своих зрителей. Я получаю истинное удовлетворение от своей работы, и, к счастью, я не могу быть другой, да и не хочу!
Так вот… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
С уверенностью могу сказать, что в дошкольном возрасте у человека закладывается фундамент всей его дальнейшей жизни. Ребенок формируется как личность, учится различать, где добро, а где зло, в нём закладываются нравственные ценности. Поэтому я считаю, что профессия воспитателя по значимости стоит на первом месте: она самая важная и трудная. Она важнее многих других профессий: учителя, врача, продавца или архитектора. Нам неприятно общаться с невежественным врачом, ленивым учителем или не честным продавцом. … А ведь этих негативных качеств личности могло бы и не быть, будь у них в раннем детстве хорошие воспитатели и наставники.
У меня есть чё тко обозначенная цель: научить воспитанников быть благородными, великодушными и любящими, добрыми, честными и бескорыстными, терпеливыми, справедливыми, самостоятельными и трудолюбивыми. Они, к сожалению, не рождаются, а становятся такими только в процессе воспитания. Всё, что будет заложено в ребёнке педагогами, родителями, именно в раннем детстве, останется в нём навсегда.
В словах одной из песен прописаны такие строчки: «Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо, назову ее «Дуреха», если клоун выйдет плохо, назову его – «Дурак». В жизни нет условного наклонения, и в нашем случае нужно действовать уверенно и наверняка: вот она цель, вот пути и средства её достижения, а главное, неоспоримо положительный результат и нет ни малейшего права на ошибку!
Внешне профессия воспитателя – это умилительная сказка, но при близком рассмотрении - тяжелейший труд. Самое главное в работе педагога – результат. В процессе воспитания меня посещают сомнения, а правильно ли я делаю? Иногда кажется, что всё, о чём говорю не слушают, не запоминают, порой хочется бессильно опустить руки. Но, шаг за шагом, я добиваюсь с помощью общепринятых в педагогике принципов от детей нужных результатов, и они приятно удивляют меня. Значит «достучалась», «дошло»! Не зря говорится, что без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Именно в такие моменты возникает чувство гордости за детей, чувство удовлетворённости от своей работы. Это является огромной мотивацией к тому, чтобы делать больше и лучше, и, работая, наслаждаться процессом общения в нашем Детском государстве.
У любой сказки есть обратная сторона. Баба Яга и Кощей Бессмертный чинят препятствия, которые стойко преодолевают герои. Именно с помощью отрицательных персонажей мы можем понять мораль произведения. И в нашей сказке не всё так ладно и просто. Детский сад – это каждодневный и кропотливый труд, результат которого складывается по крупице. Это и детские слёзы, и сложности формирования детского коллектива. Это и проблемы понимания и принятия или непринятия требований воспитателя, из которых складывается повседневная жизнь группы.
Ещё одной из сторон моей деятельности, на которую хочу обратить внимание, - это роль семьи в воспитании детей. Каждому воспитателю хочется видеть в родителях своих союзников, но это далеко не так. К некоторым из них, как к маленьким детям, приходится искать подход, к тем именно, кто склонен действовать «вопреки» или пускать всё на самотёк. В наше время родители порой теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. Это связано с их занятостью и быть может, с недостаточным уровнем педагогической образованности с другими проблемами. Моя задача - восполнить этот пробел, найти те формы работы, которые помогут сблизить три стороны: детей, родителей, воспитателей в достижении целей и задач воспитания.
Моя профессия не имеет временных рамок, она без выходных и праздников. Даже придя домой, продолжаешь думать о работе: роешься в себе и своём опыте, готовишься к предстоящему дню, думаешь, чем удивить детей, ищешь ответы на возникшие вопросы – иначе нельзя, иначе нужно уходить из профессии.
Несмотря на то что я воспитываю детей, я очень многому учусь у них, а им и невдомёк, что они для меня тоже являются учителями. Мне очень важно увидеть каждого из двадцати семи моих воспитанников, подметить всё, научить и направить каждого из них в нужную сторону. А для этого, выдвигая свои требования, я должна соответствовать им. По словам Я. Коменского: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле». Я стараюсь быть примером не только для детей, но и для их родителей. Этот критерий один из многих, который позволяет повысить качество моего труда. И из этого складывается моя деловая репутация, которая помогает в работе.
Ещё один аспект, о котором я не могу умолчать – это время: «помощник» и «предатель» одновременно. Педагогу нужно быть чутким ко всем временным изменениям. Убеждена, что время накладывает свой отпечаток на взаимоотношения с детьми и с обществом в целом. Возрастное расстояние между мною и питомцами ежегодно увеличивается. Не секрет, что чем моложе воспитатель, тем легче воспитуемым с ним. Поэтому одна из моих задач – оставаться понимаемой всегда, а это значит неустанно и постоянно нужно работать над собой.
Время вносит свои коррективы и в саму систему дошкольного образования. Необходимо поспеть за внедряемыми инновациями. Не скрою, сложно! Но возможно и интересно, особенно когда многое получается!
Так в чём же состоит моя миссия воспитателя?.
Миссионер - это лицо, несущее добро, просвещение, указывающее верную дорогу. Моя задача… моя миссия – указать такой путь ребёнку, чтобы он был счастливым, мог найти свою нишу, умел жить среди людей, выстраивая отношения согласно общепринятым правилам и нормам. Всё это и значит дарить свою любовь детям. И я с удовольствием это делаю в царстве детской непосредственности, обучая детей любить родителей, Родину, окружающий мир, проживая с ними каждый миг их детсадовской жизни.
Несомненно – моя работа, работа воспитателя – это сказка. Со своими трудностями и преградами, но сказка со счастливым концом!