Студенцова Эльвира
Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание младших школьников
Студенцова Э. М., Белова Т. А.
учителя МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
Эстетическое воспитание младших школьников
во внеурочной деятельности
Публикация «Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В. А. Сухомлинский важное значение придавал эстетизации школьной жизни. Чтобы у ребенка за школьной дверью не скрывался «изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества». Он говорил, что переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. «Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткости, сердечности» задушевности. В гармоническом соединении красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих отношений».
В системе обучения детей младшего школьного возраста внеурочная деятельность представляет собой очень существенную и обязательную составляющую в обучении. Отличительной чертой внеурочной деятельности служит то, что она составляется, делая опору исключительно на увлечения и потребности детей младшего школьного возраста. Она обеспечивает развитие, воспитание, а также социализацию учащихся.
Внеклассная работа с детьми занимает очень важное место в общей системе эстетического воспитания школьников. Она способствует общему эстетическому развитию учащихся и помогает успешно решать ряд других важных педагогических задач.
Эта работа способствует самовыражению и утверждению личности детей. Как известно, особенностью детской природы является то, что ребенок в процессе обучения и развития стремится как-то выразить себя, свои представления о прекрасном, об искусстве, свое знание мира, проявить свою творческую активность. Именно этим объясняется то обстоятельство, что младшие школьники нередко хотят заниматься в нескольких художественных кружках: и в танцевальном, и в музыкальном, и в хоровом.
Постижение действительности в процессе внеклассной работы есть познавательный процесс глубокого творческого характера. Энергия активного, творческого отношения человека к жизни зависит как от качества самой внеклассной работы, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного напряжения и от уровня его образования. Только правильно организованная работа воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться к сотворчеству и творчеству.
Таким образом, внеклассная работа направлена на:
• развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
• развитие способности к художественному мышлению;
• развитие индивидуальных задатков и способностей;
• приобщение к мировой цивилизации.
Важно научить школьников правильно смотреть кино- и телефильмы. Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию, при котором дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Огромную роль в эстетическом воспитании младших школьников во внеклассной работе играет природа. Работа средствами природы может осуществляться в самых разнообразных формах – специальные формы знакомства детей с природой: ребята учатся различать голоса пернатых, улавливать звуки весеннего леса, видеть тончайшие оттенки цветов, накапливают яркие впечатления.
Работа школьников по охране леса и зеленых насаждений, разнообразные игры на природе, задания по изготовлению различных поделок из природного материала – все это заставит детей обратиться к природе, понять и полюбить ее, позаботиться об ее сохранении.
Следует добавить, что посещение различных выставок с последующим их обсуждением, а также организация выставок с работами самих детей вдохновляет детей, развивает чувство прекрасного. К примеру, в МБОУ «СОШ № 29» уже седьмой год проводятся республиканские конкурсы «Рождество глазами детей» и «Пасха глазами детей». Объявляются номинации «Художественное творчество», «Декоративно-прикладное искусство», «Рассказы и стихи собственного сочинения», «Театральное представление», «Песнопения», «Хореография». С каждым годом участников становится все больше и больше. Работы учащихся заслуживают высокой оценки, что очень отрадно. По итогам конкурса выпускается сборник работ.
Список использованной литературы:
1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск : Университетское, 1990 г. – 560 с.
2. Голубева, Н. Е. Внеурочная деятельность в начальной школе / Н. Е. Голубева // Образование в современной школе. – 2012. – № 7. – С. 16–19.
3. Зарецкая И. И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников. Начальная школа. 2011. №1. – С. 54-58.
4. Сборник творческих работ VI Республиканского конкурса детского творчества «Рождество глазами детей». Чебоксары, 2020.