Оксана Кайнова
Эсперементально-познавательный проект «Времена Года»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Живя в Сибири, дети плохо знают особенности природы родного края. Дети нашей группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они совсем не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. не могут ответить на интересующие их вопросы: «Почему идет дождь», «Куда прячутся насекомые», «Сколько живет бабочка», «Зачем падает листва» «Что такое ветер?», «Почему спит медведь?», «куда улетают птицы?», «Почему тает снег?». Они очень любознательны и хотят всё знать. Поэтому решили проводить углублённую работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Публикация «Эсперементально-познавательный проект „Времена Года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность через ознакомление с природой. Воспитать любовь к культуре и природе Сибири. Развивать коммуникативное общение между детьми. Активизировать словарный запас.
Задача: Познакомить с природой родного края зимой. Приобщать к русским народным праздникам, связанным с природными явлениями. Воспитывать любовь и уважение к русской природе.
Вид проекта : исследовательско-творческий.
Возраст детей: 4-5 лет.
Продолжительность: учебный год
Участники проекта :дети,воспитатели, родители.
ОСЕНЬ.
Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Задачи:
Познание:расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественная литература: учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.
Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие.
Форма реализации:
1. занятия;
2. дидактические,коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
3. беседы;
4. рассматривание иллюстраций,открыток;
5. работа с родителями.
Конечный продукт: развлечение, газета: «Осеннее дерево»
Предполагаемый результат:
Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
Пополнится словарный запас;
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Участие в выставке работ на тему осени, подборка фотографий, литературы.
Разучивание стихотворений об осени.
Рисование на тему осени.
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает)
Мероприятия по работе с родителями:
- участие в выставке работ на тему осени, подборка фотографий, литературы;
- разучивание стихотворений об осени;
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина;
- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе.
3. Заключительный этап:
- оформление выставки детских работ: «Осень»
- оформление фотовыставки;
- развлечение «Осень, в гости просим!»
Тема: «Зимушка»
Предварительная работа:
1. Экскурсия по территории детского сада «Зимняя сказка»
2. беседа о зиме
3. Рассматривание альбома «белоснежна, белокрыла наша матушка зима»
4. Изготовление открыток-приглашений
5. Изготовление газеты «Зимушка»
6. Разучивание русских народных игр «Снежная баба», «Почему медведь зимой спит?»
7. Заучивание и обыгрывание песен «Снег-снежок», «Почему медведь зимой спит?»
Перспективное планирование опытов и экспериментовП
Декабрь
1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь
1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу
Весна «Огород на окне»
Цель:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Огород на окне».
Задачи:
1. Обогатить представление об огурцах, произрастающих на окне.
2. Обогатить словарь детей за счет обозначения качеств (цвет, форма, величины и структуры поверхности огурца).
3. Развивать связную речь через составление описательных рассказов.
4. Развивать творческое мышление с помощью зарисовки изменений в росте огурца)
Выполнение проекта :
1. «Посадка семян огурцов»;
2. задание для детей и родителей (найти информацию об огурцах);
3. Беседа с детьми на тему «Весенний день год кормит»;
4. Дежурство детей в уголке природы (полив, рыхление, оформление рисунков с изображением последовательности роста огурцов);
5. Трудовая деятельность по пересадке огурцов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций об огурцах;
2. Покупка семян и земли в специализированном магазине;
3. Подготовка оборудования для посадки (стаканчики, палочки, лейка для полива);
4. Поисковая работа по подбору материала об огурцах;
5. п/и «Огуречик, огуречик!»;
6. настольно – печатные игры : «Как растет живое», «Дары природы», «Что на что похоже?», «Истории в картинках», домино «Овощи» и лото «На лесной тропинке».
7. Загадывание загадок об огурцах.
Предполагаемый результат:
1. Знать и называть части огурца;
2. Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
3. Составлять описательные рассказы об огурцах используя опорную схему;
4. Знать, как растут огурцы, где, как за ними ухаживать. О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
Продукт проектной деятельности :
Альбом с рисунками детей о последовательности роста огурцов.
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май
1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).