Анастасия Новикова
Эссе преподавателя музыкальной школы «Это у меня хорошо получается»
▼ Скачать + Заказать документы
У меня это хорошо получается…
Я работаю в Череповецкой районной школе искусств второй год. Несмотря на небольшой стаж, стараюсь подходить к своей работе ответственно и творчески. И я хотела бы поделиться тем, что у меня уже хорошо получается.
На мой взгляд, самое сложное и ответственное в моей профессии – заинтересовать детей своим предметом, научить их любить и понимать музыку. Для того, чтобы детям было интересно на моих уроках, я использую различные средства и приёмы мотивации.
Публикация «Эссе преподавателя музыкальной школы „Это у меня хорошо получается“» размещена в разделах
- ДМШ. Детская музыкальная школа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Одним из наиболее простых и доступных приё мов мотивации является использование наглядностей: иллюстраций к изучаемым произведениям, схемы, картинки по изучаемой теме, работа с карточками. На уроках слушания музыки мы подбираем иллюстрации к прослушанному произведению, обсуждаем соответствие подобранной иллюстрации и услышанного произведения. В качестве домашнего задания дети рисуют рисунки к изучаемым произведениям. На уроках сольфеджио мы совместно с детьми создаем иллюстрации к изучаемым теоретическим понятиям, составляем алгоритмы и схемы.
Очень мотивирует детей просмотр мультфильмов, видеороликов, для более старших детей – документальных фильмов. На уроках слушания музыки и музыкальной литературы – это мультфильмы и видеоролики, в которых звучит музыка различных композиторов («Три чуда» с музыкой из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Жар-Птица с музыкой из балета «Жар-Птица» И. Стравинского и т. д., фильмы о жизни и творчестве композиторов (циклы фильмов и передач «Знаменитые композиторы», «Партитуры не горят» и др., просмотр видеозаписей с различных концертов, конкурсов, выступлений известных исполнителей, просмотр опер и балетов. На уроках сольфеджио мы знакомимся с видеороликами по изучаемому теоретическому материалу, используем ритмические и слуховые упражнения с видеорядом.
Изучать теоретический материал на уроках сольфеджио ребятам помогают песенки и стихи. В этом нам помогают различные учебные пособия: «Неправильное сольфеджио» О. Камозиной, «Интервалы – это просто» Т. Ошурковой, «Я слышу, знаю и пою» С. Королёвой, «Теоретические фантазии» Т. Мохнаткиной.
Одной из основных задач музыкальной школы является воспитание творческой личности. Поэтому немалое количество времени на уроках и в домашней работе отводится на творческие задания: сочинение песен и ритмических рисунков на заданный текст и создание иллюстраций к сочиненным песням, сочинение мелодии на заданный ритм, на заданную тему, подбор знакомых мелодий, аккомпанемента к ним, сочинение небольших инструментальных миниатюр, исполнение песен и романсов с аккомпанементом и т. п. Творческие задания помогают детям почувствовать себя настоящими музыкантами, помогают им освоить на практике полученные теоретические знания. Оцениваемые только положительно, творческие задания как правило стимулируют к занятиям тех детей, которые испытывают различные трудности в усвоении программы. При разборе творческого задания с педагогом дети учатся анализировать свою работу, грамотно использовать полученные знания, умения и навыки.
Выступления детей на различных конкурсах, концертах, участие в олимпиадах – это неотъемлемая часть процесса обучения в музыкальной школе и незаменимый мотивационный компонент. Выступая на сцене, дети ощущают себя настоящими артистами, чувствуют свою значимость в глазах родителей, одноклассников. Учащиеся, наиболее успешно осваивающие программу, имеют возможность участвовать в конкурсах различного уровня. Подготовка к конкурсу – это период кропотливой и интенсивной работы, ежедневных занятий, постоянных репетиций. Справиться с непростой задачей помогают стремление к победе, желание выступить достойно. Те дети, которые не участвуют в конкурсах, с удовольствием выступают на концертах для родителей, на праздничных мероприятиях в общеобразовательной школе. Эти выступления создают для ребят ситуацию успеха, мотивируют для дальнейшей работы. Олимпиады по теоретическим дисциплинам (музыкальная литература, сольфеджио) с интересными, нетрадиционными заданиями дают возможность по-новому взглянуть на эти предметы.
Огромную пользу приносит учащимся присутствие на концертах и конкурсах в качестве зрителей – это возможность наслаждаться живым исполнением музыкальных произведений, наблюдать за поведением артистов на сцене, учиться правильно себя вести в концертном зале. С большим удовольствием дети вместе со своими родителями посещают различные концертные мероприятия музыкальных школ Череповца, Череповецкого училища искусств, Филармонического собрания (Отчетный концерт дирижерско-хорового отделения ЧУИиХР им. Верещагина 19 мая 2015 года, концерт городского камерного хора «Воскресение» «Венок Свиридову» 17 октября 2015 года, всероссийский фестиваль «Звучащий мир детства» 19 декабря 2015 года и др.). Для многих ребят увиденное и услышанное на концерте становится своеобразным эталоном, целью, к которой нужно стремиться.
Одна из наиболее интересных форм работы на уроках сольфеджио – работа с шумовыми инструментами. Игра в шумовом оркестре – замечательный способ совмещать приятное с полезным, развлечение с очень серьёзной работой. С одной стороны – это необходимая смена деятельности для младших школьников, возможность «поиграть в исполнителя», а с другой стороны – это развитие навыков работы в ансамбле, работы с ритмической партитурой, развитие чувства метроритма. Дети учатся анализировать исполняемое произведение: его характер, форму, средства выразительности. И все эти трудные задачи решаются с помощью увлекательного и интересного для детей занятия – игры на шумовых инструментах.
Ещё один способ заинтересовать учащихся – использование элементов самоуправления. Дети, выступая на уроках в роли учителя, стараются максимально использовать все свои знания, умения и навыки. Активным ребятам, у кого лидерские качества ярко выражены, это помогает направить энергию в нужное русло, а застенчивым – пребывание в роли учителя помогает почувствовать уверенность в своих силах.
Благодаря вышеперечисленным мотивационным приёмам мне удаётся привить ученикам интерес к занятиям музыкой, добиться того, чтобы дети ходили в музыкальную школу с удовольствием.