Лариса Белюнова
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
▼ Скачать + Заказать документы
Приводят малыша первый раз в детский сад, он плачет, кричит, прижимается к маме. Его глаза полные слез смотрят испуганно, недоверчиво, иногда с обидой. И сердце сжимается! И с первой же минуты начинаешь любить это маленькое существо. И стараешься всеми силами помочь ему понять, что здесь ему будет хорошо. Ласковым словом, добрым взглядом и нежностью своих рук доказываешь ему, что и здесь его будут любить и понимать, заботиться о нем. И когда ребенок, прижавшись к тебе, успокаивается, на душе становится так легко и спокойно. И с каждой минутой, с каждым часом, каждым днем ребенок становится все ближе и доверчивее. И вот он уже утром бежит вприпрыжку в детский сад, и вечером никак не хочет уходить домой. И ты счастлив, когда понимаешь, что малыш тебя полюбил. И продолжается удивительная и увлекательная работа.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая инициатива“» размещена в разделах
Нужно постараться понять и раскрыть внутренний мир ребенка. Заглянуть к нему в душу. А душа ребенка как уголек. Дунешь ласково, осторожно – начнет гореть ровно, красиво, благородно. А если подуешь сильно, резко – он может разгореться с огромной силой и спалить все на своем пути. Если же не обращать на него внимания он может совсем потухнуть. Поэтому перед воспитателем стоит нелегкая задача – понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. Ведь у любви два крыла – теплота и требовательность. И сложность в том, что дети все такие разные. На плечи воспитателя ложится огромная ответственность за жизнь и развитие личности каждого ребенка. И к каждому нужно подобрать свои методы и приемы воспитания, свой ключик к счастливой жизни.
Часто говорят: «Воспитатель – вторая мама». Но маму дети любят, просто за то, что она есть, какая бы она не была. А воспитателю любовь ребенка нужно заслужить.
Дети влюбляются легко, но удержать их любовь необыкновенно трудно: им нужна взаимность. Безответное чувство в дошкольные годы испаряются мгновенно, без следа. Любовь к детям, ни каким притворством не подменишь – разницу они улавливают сразу же. И самое главное – воспитатель должна быть достойна любви, не вызывать у детей разочарование, иначе все пропало. Как трудно быть в форме постоянно, под взглядом все замечающих детишек.
Меня это не пугает. Я, со своими способностями придя в мир детей, отдаю им свои знания, делюсь опытом. Стараюсь развивать их индивидуальные способности. Учу их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать. Пусть я сама еще не все знаю, не все умею, но я поделюсь тем опытом, которым обладаю. Я буду, счастлива, если мои знания помогут.
Но все чаще я стала замечать в поведении детей недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в детский сад. Очень хочется оградить наших детей от этого. Я считаю, что просто обязана научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире. Научить их любить себя и всех, кто их окружает. Именно поэтому я решила больше внимания уделять воспитанию толерантности у детей.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех.
Объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у дошкольников, следовательно, необходима межэтническая толерантность. Если мы хотим чтобы наши дети жили в мире добра и уважения, уже с дошкольного возраста необходимо формировать доброжелательные отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Я воспитываю в детях снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию. И считаю, что постепенное сближение, основанное на терпимости должно происходить через знакомство с фольклором разных народов населяющих нашу республику, через познание внутреннего мира этих народов, через ознакомление с их культурой. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Условия МАДОУ № 18 г. Салавата позволяют знакомить наших воспитанников с культурой различных народов: Музей национальных культур, экологическая гостиная. В музее расширяется кругозор детей, происходит прямой контакт с увековеченным человеческим опытом. Это непосредственное общение с прошлым не способны заменить никакие средства массовой информации. Наш музей наполнен звуками и запахами, ведь не секрет, любой народный обряд имеет свой запах. Вот почему мы здесь любим читать народные сказки, устраиваем вечера загадок, различные посиделки («По дорогам народных сказок», «Как жили наши предки в старину», «Убранство юрты», «Убранство избы»).
А еще в нашем музее есть национальные куклы. Куклы несут радость детям, на мой взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Как ее зовут? На каком языке она говорит?
Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки.
В музее дети знакомятся с древними культурами башкир, татар, русских, чувашей, белорусов и др. и приходят к выводу- окружающий мир включает достижения многих и многих народов и времен. И в настоящее время мы используем в речи слова тюркского, славянского и иного происхождения. Слова речи, как и различные культуры переплелись и находятся в тесной взаимосвязи. И дети с удовольствием находят в каждой культуре «родственников», в роли которых выступают былинные герои, сказочные персонажи, предметы материальной культуры. Цель этих занятий- выработать у детей убеждение, что наследие всех национальных культур равноценно для человечества.
Занятия фольклорной тематики я стараюсь проводить не в традиционной форме (учебной деятельности, а как яркое общение с детьми. На глазах у ребят разыгрывается красочное действие: увлекательное, шаловливое и затейливое. Эти занятия вызывают лишь положительные эмоции у детей.
Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.
Мной ведется большая работа с родителями, так как атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.
Отдавая детям знания, опыт, душу, тепло своего сердца, я испытываю огромное чувство удовлетворения, подкрепляемое сознанием того, что я могу быть полезной для них. И каким бы не был сложным процесс воспитания и развития детей, я получаю наслаждение от общения с ними. Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям! Дети - моё главное богатство, в окружении которых я нахожусь и на работе, и дома… Об одном мечтаю. Мечтаю о том, чтобы для детей детский сад был счастливым мгновением в жизни, о котором человек всегда помнит и в которое хочет возвратиться. И став взрослыми, дети сохранили бы доброжелательные отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
И тогда наши дети будут жить в мире без насилия и вооруженных конфликтов.