Елена Федорова
Эссе воспитателя «Инклюзивная образовательная среда: свой среди своих»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу предложить вам представить себя, хотя бы на минутку. Особенным человеком, живущим в обществе. А ваша особенность в том, что вы здоровы. С вами повсюду говорят на языке жестов, вам дают документы, заполненные шрифтом Брайля, в конце концов, вас провожают косыми взглядами на улице. Комфортно? Нет. И вы начинаете болеть, только от того, что вы не приспособлены к такому миру. Именно таким образом, только с точностью до наоборот, в нашем современном мире живут люди, которые ограниченны в своих возможностях.
Публикация «Эссе воспитателя „Инклюзивная образовательная среда: свой среди своих“» размещена в разделах
Об инклюзивном образовании все чаще и больше говорят теперь и в нашей стране. Стоит отметить, что в России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. Но остро встал вопрос: как сделать так, чтобы дети с особенностями развития получали образование вместе со своими сверстниками, а не в специально выделенной группе или в специализированном заведении?
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающий всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ОВЗ за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.
К созданию такой среды наше государство, я думаю, рано или поздно придет.
Но пока на этом пути масса барьеров.
Барьер первый – архитектурный. Положа руку на сердце, ответим себе на вопрос: готовы ли наши здания детских садов к приему таких детей? Нет, конечно, в большинстве случаев нет. В основной своей массе входные группы не оборудованы пандусами, лифтами для подъема; туалеты не оснащены специальными вспомогательными устройствами. Чаще всего проект здания не позволяет этого сделать. И это только один, небольшой пример.
Барьер второй - кадровый. Можем ли мы сейчас качественно организовать обучение особых детей? Обладают ли необходимыми профессиональными компетенциями наши педагоги? И тоже, к сожалению, скорее всего получим отрицательный ответ. Да, проводятся курсы повышения квалификации в этом направлении. Но есть ли у нас педагоги, к примеру, которые владеют сурдопедагогикой? Сомневаюсь. А если завтра ко мне в группу придет слабослышащий ребенок? Что делать? Как включить в образовательный процесс наравне с остальными детьми? Вопрос заключается еще и в том: как построить образовательный процесс таким образом, чтобы способствовать развитию всех детей, а не разрушать или замедлять это развитие. Для эффективности такого обучения, необходимо, как минимум наличие нескольких сопровождающих взрослых способных помочь ребенку при решении трудных задач, чтобы ребенок чувствовал себя включенным в процесс решения, и при этом другие дети занимались чем-то иным.
Барьер третий – материально-технический. Оборудованы ли у нас специальные учебные места? А как быть с дидактическими пособиями для таких детей? Зачастую педагоги дошкольного образования не могут располагать в полной мере традиционными средствами обучения, не говоря уже о специализированных.
Барьер четвертый – психологический. Начнем с себя. Мы – педагоги, готовы ли психологически принять таких детей? Возникает масса страхов: как же я буду выстраивать свою работу, свое общение, если у меня в составе группы будет хотя бы один особый ребенок; как мне правильно выстроить детские взаимоотношения? Достаточно ли будет моего уровня толерантности?
А как часто звучат недовольства от наших помощников. Если ребенку не в полной мере удается самообслуживание, то эта сторона жизни ложится в большей степени на их плечи. Не каждый помощник воспитателя горит желанием получить дополнительную нагрузку. И здесь опять же педагогу нужно быть готовым и к пониманию, и к оказанию помощи с его стороны, и к готовности объяснять, убеждать.
Немаловажной является и родительская общественность. Встречаются и такие родители здоровых детей, которые относятся с негативизмом к совместному обучению их ребенка с ребенком с ОВЗ.
Почему я взяла эту тему и постаралась выстроить свои рассуждения в этом ключе?
Ответ очевиден: в моей практике был опыт работы с группой, в которой обучалась девочка с ДЦП. И пусть у нее была не такая высокая степень тяжести, но все эти барьеры встретились на моем пути в большей или меньшей мере.
Но я – оптимист. И надеюсь, что в ближайшем будущем барьеров для организации инклюзивной образовательной среды будет все меньше и меньше.