Екатерина Дедюхина
Эссе на конкурс «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Три пути ведут к знанию: путь размышления
- это путь самый благородный, путь подража-
ния - это путь самый легкий и путь опыта - это
путь самый горький.
Конфуций
В нашей профессии необходимо уметь найти золотую середину в воспитании творческой личности, так как каждый ребёнок от природы талантлив по-своему, и наша задача не навредить, а помочь раскрыть детский потенциал. Со временем я осознала, что воспитатель это не профессия, не работа, это моя судьба!
Публикация «Эссе на конкурс „Воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Каждое утро на протяжении 13 лет иду на работу в родной детский сад. И не важно, какая погода, какое время года. Не важно, что начала работать в 20-м веке и продолжаю свой трудовой и жизненный путь в 21 веке. Этот период жизни я прожила вместе со своей страной, малой родиной, детским садом. Время пролетело незаметно: вот уже первые мои воспитанники окончили школу, у меня у самой выросли дети, «растёт» и мой педагогический стаж, происходят изменения в моей судьбе, семье, работе. За эти годы было многое: трудности и огорчения, радости и успехи, но работать всегда было интересно. В этом хочется сказать спасибо и моим коллегам. Они мои помощники, друзья, с ними можно посоветоваться, вместе мы сила. Мой педагогический принцип: «Работать в команде единомышленников, быть частью большого коллектива».
Сегодня я окружена детьми старшего возраста, это подготовительная группа. Самые старшие, самые умные, самые внимательные, самые талантливые, самые, самые любимые. Вот они, все похожи друг на друга, но в тоже время разные. Смотрят на меня своими любопытными глазками, в которых одновременно читаю вопросы и ожидание чего-то нового, неожиданного, непознанного. У каждого свой характер, интересы, любимые занятия. И я должна разглядеть в каждом «изюминку», то, что делает ребенка особенным, уникальным. Если не я, то кто же? У каждого в моей группе есть свой потенциал, пусть даже маленький, но есть. Его нужно отыскать и развивать. «Воспитатель – мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и он должен дать ответ: почему медведи белые, почему люди не летают, где у комара ухо, у какой птицы рождаются птенцы, какой цветок круглый год цветёт». Сколько вопросов сразу! Где взять ответ? И вот в моих руках энциклопедия, справочник, на помощь приходит жизненный опыт и профессиональная смекалка. Кто, если не я?
Труд воспитателя всегда тяжёл. Настоящий педагог верит в правду и добро, старается укрепить эту веру и в детях. Иногда я себя спрашиваю: «Кем ещё я могла бы стать, какую профессию могла бы выбрать?» Ответ очевиден. Любовь к детям, к труду была заложена в меня ещё до моего появления на свет. Родилась я в посёлке, в семье педагога и, как все дети, ходила в детский сад. Хорошо ли, плохо ли было в саду, не совсем чётко помню. Много, много детишек, машинок, кукол, прогулки и экскурсии. И самое яркое воспоминание – моя мама воспитатель. «Это моя мама!» - с гордостью говорила я ребятам. Тогда мне казалось несправедливым, что она заботится обо всех, всех любит. Казалось, что все ее внимание должно принадлежать только мне, ведь я ее дочка. Она меня никогда не выделяла среди других ребят. Тогда мне это не нравилось. Сейчас я понимаю, что она поступала правильно. В поселке о ней вспоминают всегда с теплотой и благодарностью.
Детство прошло, и наступила пора выбирать профессию. Сомнений не было. Только воспитатель. И это было не только желание пойти по маминым стопам, но и внутренний порыв, моя мечта. Учусь сама, чтобы учить других. Устроилась в детский сад воспитателем, нужно было повысить свой уровень, и я поступила в педагогическое училище, которое помогло утвердиться в выборе профессии, стать специалистом дошкольного образования. Быстро пролетела учёба, а сколько практических знаний и умений она мне дала! Я горжусь своей профессией, тем, что учу и воспитываю детей. От каждого из них зависит наша судьба, наше будущее, будущее нашей страны.
Путь к профессиональному мастерству труден. От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Современный ли я воспитатель в современном детском саду? Думаю, что да. Воспитатель - это не только профессия, это состояние души и призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень, одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии». Одна из основных составляющих нашей профессии – это любовь к детям, ведь каждому из них она необходима. Нужно попытаться их понять, полюбить. Как говориться «надо подниматься до их чувств, становиться на цыпочки индивидуальности». Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребёнка, раскрывается его образ «Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её, безмерно любили детей,»- сказал Т. Гончаров. Любить ребёнка и принимать таким, каков он есть.
Для ребят детский сад - второй дом. Здесь должны быть созданы все условия для гармонического развития личности. Ребенку должно быть комфортно и интересно в нем. И в этом большая роль отводится воспитателю. Он должен быть сдержан и тактичен, спокоен и справедлив. Все свои проблемы и семейные неурядицы нужно оставить за порогом сада. Я стараюсь быть жизнерадостной, если сержусь, то ненадолго. Взрослые не должны сердиться на детей, потому что ребенок может обидеться и замкнуться. Стараюсь избегать монотонности, скуки, учусь быть «чуть- чуть» ребёнком, стараюсь учиться у детей их видению мира. А как важно уметь смеяться, думать, чувствовать. Первые достижения детей становятся стимулом работать и творить дальше. От того, как он будет подниматься на первую ступеньку лестницы познания, что и как он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям, его успешность в жизни. Воспитатель – воитель, в руках которого мягкая глина превращается в изящный сосуд. Но главное, чем этот сосуд наполнен. Моя задача – заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями, востребованными в нашем обществе. Пусть каждому ребенку будет в нем комфортно и эмоционально благополучно, уютно и гармонично.
В моём понимании воспитатель должен быть примером для воспитанников, поэтому нужно быть требовательным к самому себе: на занятия нужно приходить подготовленным, следить за своим внешним видом, речью, манерой поведения - ведь на него смотрят столько пар глаз! С родителями следует держаться доброжелательно, но уверенно, не забывая о том, что воспитатель группы должен быть хозяином положения. Современный воспитатель – человек большого кругозора, обладающий фундаментальными знаниями и умениями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, умеющий научить других взрослых уважать личность ребёнка. Коллеги отмечают во мне такие качества, как мобильность, умение легко и быстро устанавливать контакт с детьми в процессе общения, проявлять внимание ко всем детям и к каждому ребёнку в отдельности. Образовательный стандарт требует от меня методических задумок, творчества, новых идей. Мои личностные и профессиональные качества направлены на профессиональный рост: я участвую в конкурсах разного уровня с детьми и педагогами, в методических объединениях, педсоветах. «Учусь сама, чтобы учить других».
Самое важное на современном этапе – обучение дошкольников общению. Дети 3-х лет, первый раз оказавшись в группе детского сада, уже умеют говорить. Дети среднего возраста могу играть со сверстниками, «дошколята» способны договариваться друг с другом и соблюдать правила игры. Зачем же тратить время на то, чтобы научить детей общаться? Общение - это не только умение говорить. Ребята проявляют разные эмоции, пытаются заслужить любовь окружающих, отстоять свое мнение, способны проявлять истинные чувства и сопереживать. Однако бывают и негативные проявления. Дети выражают своё недовольство обидами, слезами, скандалами, таятся, замыкаются, и как следствие - отстают в интеллектуальном плане, одиноки.
Взаимодействия детей не возможны без усвоения социальных норм и правил. Центральное место занимает в этом игровая деятельность. Дети знакомятся с русскими народными сказками и учатся на примере любимых героев. Эффективное средство при формировании навыков общения - сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок может на себя примерить разные «маски-роли», побывать отважным охотником, капитаном, врачом. Но самое главное в этой работе - слово взрослого и личный пример. Уважать в каждом ребёнке личность, воспитывать в нём чувство достоинства, и ответственность за себя и свои поступки.
Горжусь ли я своей профессией? Конечно, да! Я горжусь доверием детей, достижениями каждого ребёнка, уважением родителей, возможностью реализации собственного творчества. Когда я вижу своих выпускников взрослыми и успешными людьми, я чувствую, что в этом есть моя, хотя и небольшая, заслуга. Могла ли я выбрать что-то другое? Конечно, нет! Моя профессия - это моя жизнь! Это моя судьба!