Марина Белякова
Самоанализ педагогической деятельности «Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности
г. Усть-Илимск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №15 «Ручеек»
Белякова Марина, воспитатель, IКК
Тема «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста»
21.02.2018 г.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности „Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Самоанализ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
«Общение — один из важнейших факторов психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер».
Следует отметить, что в последнее время всё чаще стали проявляться нарушения в сфере культуры общения, а также недостаточное социально-нравственное развитие детей. Сегодня ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Считаю, что в настоящий период это является проблемой, на которую необходимо обратить внимание.
Как показывает практика моей работы, в каждой группе детского сада ежедневно происходит всестороннее общение детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. А ведь опыт первого общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. В связи с чем, одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Поэтому считаю развитие личности ребенка дошкольника в процессе общения со сверстниками и взрослыми актуальной темой в настоящее время.
В Основной образовательной программе дошкольного учреждения МБДОУ д/с № 15 «Ручеек», которая основана на УМК к Программе «От рождения до школы» заложена одна из ведущих целей – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Поскольку данную цель невозможно реализовать без навыков межличностного взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми, то приоритетным направлением в своей педагогической деятельности выбрала тему по решению вопросов связанных с развитием детей в процессе общения.
Согласно обозначенной проблеме и выбранной теме определила основную цель: развитие личности ребенка в системе дошкольного образования и подготовка его к жизни в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
В связи с поставленной целью определила основные задачи:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; воспитание моральных и нравственных качеств ребенка; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Для решения поставленных задач нужна системная работа с дошкольниками. Для этого составила перспективные планы работы по разным видам детской деятельности, которые способствуют формированию культуры общения в повседневной жизни у детей дошкольного возраста.
Испытывая в работе трудности с конфликтными детьми, искала причину. Поскольку трудности в общении с такими детьми испытывала не только я, но мои воспитанники. Решала возникшие вопросы, совместно с педагогом-психологом. Совместно мы провели наблюдения за детьми и исследовали проблему. Исследования проводились на основе диагностики в виде игры «Секрет», автор Репина Т. А. отдельно с девочками и отдельно с мальчиками, в старшей и подготовительной группе. Результаты были проанализированы педагогом-психологом, которая выявила положение (социометрического статуса) ребенка в группе, его отношение к детям, а так же представление об отношении сверстников к нему, степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоциональное благополучие. По результатам были сделаны выводы о причинах конфликтности детей и разработан план работы, совместно с педагогом – психологом, по сближению конфликтных и отверженных детей.
Чтобы педагогическая деятельность в данном направлении была эффективной, ежегодно проводила диагностику, определяла насколько сформированы уровни социально коммуникативной компетенции у моих воспитанников.
Анализируя результаты мониторинговых обследований за три года необходимо отметить положительную динамику. Кроме того ежегодные исследования и результаты позволяли выявлять особенности сформированных социально-коммуникативных навыков у моих воспитанников и намечать дальнейшую педагогическую стратегию в целом с группой или отдельными детьми.
Формирование у дошкольников социальных взаимоотношений осуществляла последовательно. Для этого в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста больше внимание уделяла развитию умения проявлять доброжелательное отношение друг к другу, стремлению к общению и взаимодействию.
В старшем дошкольном возрасте продолжала работу по расширению области социально-нравственных отношений и чувств. В результате чего, повысились представления детей о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях. Старшие дошкольники усвоили культуру общения с взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. Расширили представления о семье, родственных отношениях. Дети научились выражать в поступках и действиях, доброе отношение к окружающим. У них развились умения элементарного самоконтроля своих действий.
Находясь в постоянном поиске новых методов и средств, способствующих становлению личности дошкольника, стараясь не упустить оптимальные сроки формирования основ гармоничного развития ребенка, поэтому начиная со среднего дошкольного возраста, регулярно организую этические беседы, которые позволяют познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями, правилами и нормами общения.
Этические беседы объединила по основным темам: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость. Данные темы способствуют раскрытию для детей разных сторон нравственного общения.
В основе каждой беседы лежит художественное произведение. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения.
Понять детям главное в нравственном содержании текста помогают вопросы и объяснения, которые способствуют осознанию, почему совершается тот или иной поступок. Так, например, знакомя с понятием «вежливость» начинаю беседу с вопросов: что вы говорите, приходя в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте», нужны ли вежливые слова? Подобные вопросы и объяснения стимулируют детей к общению и способствуют накоплению базовых представлений о нравственных нормах.
Основные правила, с которыми знакомлю воспитанников в ходе бесед, использую в повседневной жизни. Знакомые образы помогают детям вспомнить правила поведения.
Для закрепления нравственных норм и моральных ценностей организую разнообразную деятельность детей : коммуникативную, чтение с инсценированием литературных произведений, трудовую деятельность, игровую деятельность, продуктивную.
Реализуя ФГОС дошкольного образования, выстраиваю образовательный процесс с учетом интеграции различных областей. Основной образовательной областью воспитания культуры общения ребенка является социально-коммуникативное развитие, которое интегрирую со всеми образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое и познавательное развитие, что делает процесс более эффективным и интересным для детей.
В качестве основных методов и приемов использую: обсуждение проблемных ситуаций поведения, чтение с обсуждением художественных произведений, психогимнастику, игры, выражение эмоционального состояния через рисование, театрализованные сценки.
Известно, что дети лучше усваивают нормы и правила общения с помощью литературных героев. Поэтому в режиме дня у нас отведено время для ежедневного чтения. Дети извлекают из рассказов и сказок для себя уроки, делают выводы и очень хорошо запоминают их, если они ассоциируются с персонажем любимых произведений. Вместе с детьми мы прочитали много сказок, где отмечаются нарушение норм и отклонения в правилах поведения. Работая с литературными произведениями, особое внимание обращала на взаимоотношения героев. А для достижения положительных результатов чтение организовывала на фоне музыкального сопровождения с дальнейшими тематическими зарисовками.
Если ребенок не умеет выражать свои эмоции, то чувства и эмоции других ему тоже трудно понять. Поэтому для развития эмоциональной отзывчивости знакомила детей с пиктограммами эмоций, настроений. Сравнивали настроение с природными явлениями, цветом, запахом, погодой, значением слова. Учились показывать эмоции жестами и мимикой. С помощью игровых упражнений «Скажи без слов», «Угадай, что хочу сказать» дети изображали пантомимой то, что они хотят сказать без слов, но с определённым настроением и мимикой, жестами.
Работа по формированию навыков общения осуществляется на протяжении всего дня. В совместной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей и в режимных моментах работала над усвоением норм и ценностей, принятых в обществе.
Знакомила с правилами культуры поведения за столом, в общественных местах, на прогулках, в повседневной жизни начинала с разыгрывания с детьми ситуаций, которые подводили их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. В таких игровых ситуациях как: «На дне рождения», «В транспорте», «В театре», «В гостях» знакомила детей с правилами поведения в общественных местах. В процессе игр: «Семья», «Дочки-матери» знакомила с правилами этикета для девочек и мальчиков.
Без сомнения развивающая предметно пространственная среда играет важную роль в системе образовательного процесса, она побуждает детей к совместному общению и взаимодействию друг с другом. Поэтому совместно с родителями мы оборудовали в группе уголок настроения, сделали коврик примирения, игрушки «мирилки», приобрели игрушки – смешилки, поднимающие настроение у детей, пополнили сюжетно – ролевые игры с учетом гендерной принадлежности. Кроме того оборудовали центр творчества, наполнили его различными материалами для изобразительной деятельности, способствующей самореализации ребенка в самостоятельной деятельности.
Считаю что, необходимым условием развития личности ребенка, является преемственность воспитания в детском саду и в семье. Поэтому особое внимание в своей работе уделяю разным формам взаимодействия с родителями.
Встречи с родителями организую в форме родительских клубов, общих родительских собраний, конференций, встреч за круглым столом ит. д. На каждой совместной встречи обязательно организую, показ презентаций и видео фильмов о жизни детей в детском саду, что позволяет заинтересовать их, вовлечь в жизнь детского сада, сделать единомышленниками в своей работе.
Большое внимание уделяю наглядной информации для родителей. Регулярно на информационных стендах размещаю актуальную информацию: фотоотчеты о наших праздниках, темы образовательных событий и совместные результаты продуктивной детской деятельности, методические рекомендации, буклеты, консультации. Системная сменяемость наглядной информации дает родителям возможность больше узнать о важных вопросах воспитания дошкольников, ежедневных событийных мероприятий происходящих в жизни группы.
Анализируя полученные данные необходимо отметить, что родители моих воспитанников всегда являются моими первыми помощниками, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Совместно мы уже третий год принимаем активное участие в серии мероприятий, запланированных в рамках реализации муниципального проекта «Сетевой вспомогательный комплекс «Родительская образовательная среда» и других муниципальных конкурсах.
Считаю, что только при активной поддержке и помощи родителей мы смогли результативно принять участие во всех четырех этапах муниципального проекта «Детский сад - цветущий сад» и трижды завоевать призовые места.
Выводы
Таким образом, практика показала эффективность работы по теме «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста"
По итогам наблюдений и ежегодных мониторинговых исследований отмечается положительная динамика сформированности уровня социально коммуникативных компетенции у детей.
На этапе завершения дошкольного образования у детей сформированы важные целевые ориентиры: дети овладели основными культурными средствами и способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении; усвоили нормы и ценностей, принятые в обществе; воспитаны моральные и нравственные качества ребенка; сформировали умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Дети приобрели умения с уважением относиться к другому человеку, научились спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, не ссориться.
Важным звеном в моей работе являются родители моих воспитанников. Объединенные интересы привели к позитивным результатам в воспитании культуры общения у детей.
Кроме того считаю, что результатом эффективности работы является положительная динамика качества семейного воспитания, выражающаяся, прежде всего, в повышении активности участия родителей в образовательном процессе.
Перспектива
С целью подготовки детей к школьной жизни в содружестве с педагогами планирую продолжать работу по формированию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения. Также предполагаю продолжать активно привлекать родителей к решению данной проблемы.
Кроме того планирую пополнение картотеки игр, направленных на развитие коммуникативных навыков и умений у детей разных возрастных групп.