Анастасия Туманова
Эссе «Важность знаний об индивидуально-возрастных особенностях развития обучающихся»
▼ Скачать + Заказать документы
Для хорошего педагога каждый ребёнок – это отдельная личность, полная разнообразия и определённой индивидуальности. В силу современных условий развития современной педагогической деятельности, направленной на гуманистическую составляющую в педагогических отношениях между субъектом (учителем) и объектом (учеником, важность знаний об индивидуально-возрастных особенностях развития обучающихся становится всё выше и принципиальнее в педагогической деятельности. С этими знаниями отношения между педагогом и обучающимися начинаются с самого малого – с доверия друг к другу. Без доверия, толерантности, понимающего и доброго отношения к разным детям не бывает целостного и равномерного учебно-воспитательного процесса, в котором ученики могли бы успевать получать знания и усваивать истинные ценности жизни. Выпуская отдельную личность из классного коллектива ребят, педагог рискует упустить то самое важное, что нужно развивать в ребёнке, что поднимет его на значительную ступеньку в социализации, и в жизни в целом.
Публикация «Эссе „Важность знаний об индивидуально-возрастных особенностях развития обучающихся“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский в своём произведении «Сердце отдаю детям» очень ярко описывает собственный индивидуально-возрастной подход к разным детям – в том числе и к проблемным детям, утрачивающим интерес к красоте жизни и к учебной деятельности. В первую очередь, чтобы узнать и понять о качествах своих учеников, Василий Александрович организовывал «уроки доброты» - уроки, направленные как на помощь окружающей среде (дети зажали деревья в саду неподалёку от школы, устраивали зооуголок, где кормили и ухаживали за животными, так и на материальную и моральную помощь своим сверстникам. На «уроках доброты» каждый ребёнок раскрывался по-своему – кто-то активно, с полной самоотдачей и душевным общением помогал в делах, кто-то стеснялся что-либо предпринимать, кто-то вовсе отдалялся от дела, замыкаясь в себе. Тем не менее, Сухомлинский, посредством общения с отдельным ребёнком, посредством моральной поддержки, знакомства с миром прекрасного и убеждения ребёнка в том, что добрые дела помогут стать лучше, успешнее в учёбе и социальных взаимоотношениях, помогал каждому ребёнку встать на ноги, зная об их чувствительных местах, проблемах в семье, проблемах в них самих, корректируя их и направляя на путь истины и добра, показывая, что каждый урок – это нечто увлекательное, удивительное, интересное (как, например, уроки на природе, чтение сказок на свежем воздухе). В дальнейшем дети постепенно привыкали к общению с Василием Александровичем, полностью ему доверяя, делясь с ним собственными успехами и неудачами, радостями и горестями, активнее и активнее вовлекаясь в учебно-воспитательный процесс. Василий Александрович в каждом ребёнке смог увидеть будущую личность, что будет на своём жизненном пути совершать добро и делиться им. По окончании начальной школы каждый ученик Сухомлинского был искренне благодарен и за знания, и за моральные ценности, и за взаимопомощь и поддержку со стороны педагога в трудные минуты.
Таким образом, знания об индивидуально-возрастных особенностях развития детей действительно необходимы педагогу, так как без этих знаний не бывает доверительных, искренних, благоприятных отношений с обучающимися. Не учитывая индивидуально-возрастные особенности ребёнка, трудно будет педагогу разглядеть в нём личность, скорректировать проблемы в его развитии, поставить на ноги, заинтересовать в учёбе, воспитать в нём Человека. Как говорил известный психолог-педагог П. П. Блонский: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые».