Сидоренко Карина
Эссе в память о защитниках Ленинграда
▼ Скачать + Заказать документы
«А музы не молчали»
В память о защитниках Ленинграда.
27 января вся наша страна отмечала 76-ую годовщину полного снятия блокады Ленинграда.
Блокада города Ленинграда (ныне Санкт Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.
Публикация «Эссе в память о защитниках Ленинграда» размещена в разделах
Блокада Ленинграда продлилась 872 дня (почти 900 дней и ночей, они стали тяжелым испытанием для всех жителей Ленинграда ни только осадой, постоянными бомбежками, но и холодом и голодом.
Первая зима 1941 1942 годов была самым страшным временем блокады. Ранняя зима принесла с собой холод отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт остановился. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, школы, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Кстати, во время блокады продолжали работать 39 школ. Работали 13 14 летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. В такие суровые дни город продолжал жить и трудиться, продолжала звучать музыка, придавая оптимизм и веру в победу.
Однажды в древности мудрец изрек: «Когда говорят пушки – музы молчат». Музы военного Ленинграда, блокадного города не молчали. Они читали, пели, музицировали, играли спектакли.
Театр Музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны – все 900 дней блокады. В мировой театральной истории подобного примера героизма не существует и роль искусства в поднятии духа сопротивления трудно переоценить. Этот театр в тяжелейшие дни блокады стал частичкой духовной жизни города, единственным островком радости для измученных жителей города и фронтовиков. Прямо из концертного зала фронтовики уходили защищать город и этот миг жизни, порой, становился для них последним. Они уходили с верой в победу, вдохновленные и решительные. Да, было очень трудно и очень ответственно. Но всех согревало и давало силы сознание, что сейчас оперетта нужна защитникам города и героям-ленинградцам.
В один из декабрьских дней 1941 года, а именно 24 декабря во время спектакля «Три мушкетера», в результате массированной воздушной атаки в соседнее с театром здание попала бомба; в результате чего пострадало и здание театра на улице Ракова, Поэтому труппе театра было предложено продолжить работу на подмостках Александринского театра, пустовавшего в тот период после эвакуации его труппы.
21января 1942 года не стало и электричества, в связи с чем театр не смог продолжать работу. Чтобы лишенные необходимого общения с публикой актеры не пали духом, художественное руководство усилило внимание к урокам и репетициям, свободные от них актеры выезжали на фронт, в госпитали и «Дорогу жизни» на Ладоге.
Только 3 марта 1942 года была возобновлена подача электричества и театр продолжил свою работу.
8 марта 1942 года горожане, услышав звонок трамвая, не могли сдержать слез. Город оживал.
С первой мартовской оттепелью возникли и другие проблемы, городу грозила эпидемия, ведь всю зиму город не убирался. Справиться с этой задачей мог только грузовой трамвай. Горожане вышли на уборку улиц.
Мужество артистов не имеет аналогов.
В зале театра были постоянные аншлаги, очереди за билетами занимали с 5 часов утра, а с рук они приобретались за дневную порцию хлеба. Приходилось играть зимой в зале, где было минус четыре градуса, а были дни, когда и минус 8. Спектакли продолжали идти даже при бомбёжках, прерываясь иногда до 9 раз за вечер!
Артисты, если позволял костюм, старались одеть под него что то теплое, даже ватник, грим приходилось сначала разогревать под одеждой…. Однажды, одна из артисток играла в спектакле принцессу из далекой жаркой страны, на ней было одето полупрозрачное платье (это при минус 8, когда же ей предложили поверх костюма накинуть шубу, то она категорично отказалась.
Театр жил, работал, за первый год блокадно-фронтовой жизни были выпущены 6 премьер : «Ева», «Принцесса долларов», «Марица», «Три мушкетера», «Продавец птиц», «Любовь моряка».
В труппе театра в тот период числилось 291 человек. На место уходивших на фронт работников театра, приходили другие: 64 человека погибло, из которых 56 от голода, а 8 на фронте. В театре был создан морг для умерших артистов и зрителей. Артисты умирали в кулисах и по дороге в театр. Несмотря на это, за годы блокады было осуществлено 15 премьер и возобновлений ранее поставленных спектаклей. Театр посетили 1 миллион 300 тысяч зрителей. Занавес театра продолжал открываться зимой 1941-42 годов в дни, когда в городе умирали за сутки до 40 тысяч его защитников и граждан. Это был настоящий вызов врагу, невероятное сопротивление и проявление стойкости. В объявленном репертуаре не было ни одной замены. Если артист не приходил на спектакль это, как правило, означало его смерть.
При этом театр вел огромную шефскую работу: не было ни одного участка фронта, где бы не побывала концертная группа Ленинградской муз. комедии. На передовой, в госпиталях и на заводах было дано более 1000 шефских концертов. Дирекция театра организовывала так же и платные концерты, деньги от которых шли в фонд обороны города. За 900 дней в бюджет Ленинграда было перечислено 4 миллиона 334 тысячи рублей чистой прибыли.
А известно ли Вам, что в театре вместе с труппой всю блокаду прожил любимец артистки театра Галины Семенченко попугай Жако, настоящее чучело которого хранится сейчас в школе- музее «школьного народного музея «А музы не молчали…». На Жако естественно не был выделен паек, но артисты так любили его, что от своего пайка отщипывали по маленькой крошке хлеба и ими хозяйка кормила с ладони своего любимца. Уже после войны он погиб, подавившись корочкой хлеба.
Но еще труднее представить, что в блокадном Ленинграде в январе 1942 года для детей в театре была организована настоящая новогодняя елка с угощениями (это в тот период, когда был установлен минимальный паек хлеба, точнее – его имитация из отрубей и жмыха).
«Это было 6 января 1942 г. В этот день мы, школьники старших классов, праздновали елку в помещении Малого оперного театра. Начало праздника было назначено на 11 часов. Но еще задолго до того ребята, несмотря на сильный мороз, стали собираться у театра.
При входе мы обменивали наши пропуска на театральные билеты. На обратной стороне каждого стояла цифра. Она показывала, в какую очередь получать обед. Войдя в фойе, мы остановились в изумлении от красиво украшенных елок, весь театр был освещен электричеством. Это тоже оказалось сюрпризом, так как почти ни у кого света дома не было.
Праздник начался спектаклем театра имени Ленинского комсомола «Овод». В зале и на сцене было очень холодно, но слушали внимательно. В антрактах ребята выходили в фойе, где играло несколько оркестров, беседовали с артистами. После спектакля был обед, который в те суровые январские дни стал очень ценным подарком. На обед дали суп с лапшой, граммов сто пшенной каши и немного желе, ломтик хлеба граммов в пятьдесят.»
Ю. Артюхин
«Для малышей организовали елки в школах и детских садах с выдачей подарков. Для нас, старшеклассников, устроили две общегородские елки.
Я получила пригласительный билет в театр. Мне это казалось неправдоподобным: в голодном, холодном осажденном городе - и вдруг елка! Но вместе с радостью охватила тревога. Внизу мелким шрифтом было напечатано: «Раздеваться обязательно».
Что же делать? Уже более двух месяцев мы не раздевались вовсе. 5-го ноября в наш дом попала бомба. Половина здания разрушена. В нашей части дома выбиты все стекла. Мы заделали окна фанерой, но все же ветер свободно гулял по квартире.
Я достала праздничное платье из замороженного шкафа в обледенелой комнате, согрела немного воды, вымылась, оделась и пошла пешком туда, где ждало нас чудо из чудес.
В театре все оказалось по-настоящему. Гардеробщики раздели нас. Мы немного поежились, но заняли свои места. После спектакля прошли в фойе. Стоял чудесный морозный день. Фойе было залито солнцем и украшено елками. Но, главное, здесь стояли покрытые белоснежными скатертями столы. Нас ждал неправдоподобный для тех суровых дней горячий обед из трех блюд. На первое подали в горшочках горячий суп с куском хлеба, на второе - котлетку с гарниром и на третье - кисель. Как мы были благодарны взрослым за эту елку-сказку!»
Е. Канн (Элькинд)
Примером мужества и героизма стало исполнение в осажденном городе Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось долгожданное исполнение Седьмой симфонии. Артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова подавлять огонь противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Имеются воспоминания немецких солдат, сидящих в окопах вокруг осажденного города и слушающих этот концерт о том, что «им говорили, что город мертв, а там оказывается играют музыку….».
Удивительно – все 80 минут, пока звучала симфония, в Ленинграде стояла тишина. Экипаж летчиков, который доставил в осажденный город, пролетев сквозь фронт, драгоценные четыре тетради – партитуру Седьмой симфонии.
Гораздо позже, сотрудники музея «школьного народного музея «А музы не молчали…», проведя огромную поисковую работу, восстановили имена и судьбы всех восьмидесяти музыкантов, участвовавших в исполнении Седьмой симфонии, а также имена и судьбы людей «второго оркестра» - тех, кто не участвовал непосредственно в исполнении симфонии, но был причастен к этому событию - артиллеристы, обеспечивающие тишину в городе для исполнения симфонии.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, но и музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города.
Как эпиграф звучат слова советского государственного деятеля Емельяна Ярославского: «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира».
После смерти дирижера Карла Ильича Элиасберга его вдова передала его концертный фрак и дирижерскую палочку в музей «школьного народного музея «А музы не молчали…». В этом фраке и этой палочкой Карл Ильич дирижировал оркестром, исполнившим 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Седьмую симфонию Шостаковича.
Хочется особо отметить работу сотрудников «школьного народного музея «А музы не молчали…».
Музей — народный, созданный учителями и учениками средней школы № 235 имени Д. Д. Шостаковича. Он был открыт 16 марта 1968 года.
В музее собраны исторические документы по теме «искусство и война», его фонд насчитывает более 20 тысяч подлинных документов блокадного искусства. Например – праздничное платье военного времени, сшитое заботливой мамой из марли.
Идея создания музея о творческой жизни блокадного Ленинграда принадлежит Евгению Алексеевичу Линду, учителю физкультуры школы № 235. Педагогический коллектив и ученики школы поддержали это начинание. В начале была идея создания музея-пантеона – памятника погибшим героям. Со временем музей разросся и его главными и дорогими «экспонатами» стали люди – блокадные артисты, поэты, художники и музыканты. На протяжении многих лет в музей «блокадных муз» приходили люди – «живые экспонаты» на встречи с поколениями школьников и рассказывали о том, как необходимо было искусство в эти тяжелые военные дни.
В музее представлены документы, фотографии, предметы быта, музыкальные инструменты, реквизиты театра, костюмы, афиши и другие предметы жизни и творчества военных дней, в нее вошли ТЮЗ, Большой драматический театр, Театр имени Ленинского комсомола, Театр музыкальной комедии, Дом композиторов, Театральный институт … Сейчас на музейных стендах представлена творческая жизнь в военное время многих музыкальных, танцевальных, театральных коллективов. Идейный вдохновитель музея Евгений Алексеевич Линд говорил о своем творении: «У нас интимный музей, он рассказывает о служителях всех искусств блокадного Ленинграда. Для нас равны и дороги одинаково и артисты, и писатели, и осветители – все, кто с честью спасал город».