Татьяна Савина
Школа «Экология детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Факт ухудшения здоровья детей в начале 90 –х годов подтолкнул нас к разработке концепции школы по проблеме здоровья – «Экология детства», суть которой - сохранение духовного, интеллектуального и физического благополучия учащихся.
В соответствии с концепцией «Экология детства», структурой учебного плана и содержательной частью программ учебных дисциплин реализация общеобразовательной программы школы носит здоровьесберегающую направленность. В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент (81%, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ. В вариативной части учебного плана реализуются занятия по выбору ОУ. На региональный компонент приходится 6% учебных часов, на школьный – 13%. Региональный и школьный компоненты предусматривают реализацию проблемы школы и представлены по ступеням обучения.
Публикация «Школа „Экология детства“» размещена в разделах
Программы здоровья, используемые в образовательном процессе школы.
В учебном плане:
1. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский «Мир глазами человека», М. 2011.
2. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура», М. 2010.
3. Л. П. Пономаренко,Р. В. Белоусова «Психология для старшеклассников», М. 2012.
4. Г. П. Зайцев «Твое здоровье», Санкт – Петербург 1994.
6. Е. Шабельник «Азбука гражданина. Концепция детской адаптации Всеобщей декларации прав человека».
7. Г. И. Долженко «100 оригами», Ярославль 2003.
8. Л. Т. Ладыженская «Риторика», «Макет – Балласт».
В воспитательном плане.
1. Е. Н. Белозорова, Е. Н. Каменцева, А. Ю. Новозженко «Будущее Дона без наркотиков»(курс профилактики наркозависимости в подростковой среде, Шахты 2002.
2. Л. М. Костина «Программа коррекции тревожности для детей 10 – 12 лет»,Ростов – на – Дону 2002.
3. Е. В. Бондаревская «Воспитание гражданина», Ростов – на – Дону 1999.
4. Е. Яковлева «Программа развития потенциала личности».
5. И. Л. Коба «Пусть детство будет здоровым».
Мы соблюдаем условия, при которых образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие:
-осуществляем мониторинг физического и психологического здоровья субъектов ОУ;
-процесс обучения строим с учетом возрастных и индивидуально – типологических особенностей детей;
-стимулируем учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, способствуя их саморазвитию;
-чередуем на уроках виды деятельности, что предупреждает переутомление учащихся;
-учебную мотивацию рассматриваем не только, как ядро личности, но и одну из основных движущих сил поведения учащегося в целом;
Внешние мотиваторы
1-го уровня 2-го уровня 3-го уровня 4-го уровня
7-9 лет Психотерапевтичность среды Стереотипность среды, ритуализация занятий,повторение занятий и их этапов Познавательный интерес (к новому, возможность преодолеть себя Социальная позиция, соревнование с другими, одобрение учителя как референтного взрослого
9 -12 лет Психотерапевтичность среды Стереотипность образовательного пространства, ритуализация занятий Преодоление себя в «рискованных заданиях», азарт приключений Одобрение сверстников, референтных взрослых. Неповторяемость, особенность, яркость индивидуальности
12-14 лет Психотерапевтичность среды Стереотипность образовательного пространства, ритуализация занятий Возможность испытать себя на прочность Одобрение сверстников, референтных взрослых
Старше 14 лет Психотерапевтичность среды Ритуализация тренинга, в том числе социальная Учебно-познавательная мотивация, связанная с интересом к профессии Престижность выбираемой профессии
-для стимулирования учебной мотивации учитываем половозрастные особенности учащихся;
Характеристика познавательной деятельности мальчиков и девочек.
Мальчики Девочки
Пассивность в учении Активность в учении
Предпочтение движений Предпочтение покоя
Умение мыслить глобально Умение мыслить в деталях
Склонность к риску Консерватизм
Независимость суждений Внушаемость
Сдержанность речи «Беглость» речи
Завышенная самооценка Заниженная самооценка
Логичность суждений Склонность к нарушению логики
Стремление к познавательной самостоятельности Зависимость поведения, исполнительность
-при организации учебной деятельности на уроке каждый учитель имеет представление не только о межполушарной ассиметрии, но и об особенностях сенсорного восприятия каждого ребенка в классе; правильное определение психофизиологическо места каждого ученика в классе активизирует учебный процесс, предупреждает возникновения невроза и стресса, снимает неосознаваемую реакцию защиты от новой информации.
Примерная схема расположения учащихся в классе
Классная доска
1-й ряд
Левополушарные:
аудиалы 2-й ряд
Равнополушарные:
Визуалы
Аудиалы
кинестетики
3-й ряд
Правополушарные:
Визуалы
кинестетики
Многосенсорное обучение, ориентированное на детей с разными модальностями, дает возможность раскрыть их способности, создает ситуацию успеха, что, в свою очередь, формирует устойчивую учебную мотивацию, способствуя максимальной включенности детей в ход урока.
Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся:
-способность к эмпатии;
-способность к рефлексии;
-толерантность;
-умение эффективно слушать;
-владение технологией эффективной коммуникации, в том числе, умение отследить обратную связь в общении;
-проявление поисковой активности;
-способность прогнозировать поведение учащегося и результаты его учебной деятельности;
-умение владеть своими эмоциями.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий находит свое продолжение в функционировании школьного центра развития личности, всех видов ее одаренности:
-интеллектуальной (методика КСО В. К. Дьяченко, метод проектов Дж. Дьюи, Диалог культур В. Библера; системная организация предметных недель, школьного тура олимпиад, творческих микрогрупп по проблемам обучения, профильного обучения, элективных курсов, которые развивают в детях умение нестандартно мыслить, способность находить альтернативные решения, разрабатывать свои и чужие идеи, делать выводы, обобщать; составляя план урока, учителя подбирают задачи\задания на конвергентное (логическое) и дивергентное (творческое) мышление, используют вербальный и невербальный материал; благодаря такой структуре один и тот же вид мышления, одна и та же операция отрабатываются многократно, содержание постепенно усложняется; одна из составляющих одаренности – развитая исследовательская культура; развитие исследовательской культуры ребенка в школе начинается с исследовательской культуры учителя; эта проблема решается каждым учителем в рамках своего предмета;
-художественной (наличие в школе музыкальной, художественной, танцевальной студий);
-лидерство (развиваем эмоциональный и социальный интеллект через практику вовлечения подростков в школьный досуговый клуб «Я+ТЫ», общешкольное ученическое самоуправление, интерактивные формы работы);
-психомоторной (спортивные секции каратэ – до, волейбол, футбол; принцип инднвидуализации в развитии психомоторной одаренности позволяет вести работу с каждым ребенком в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма учащегося).
Работа с любым ребенком требует от учителя гибкости на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях. Задача учителя – поддерживать самостоятельность ребенка, предлагать ему тот материал, в котором сам чувствует себя уверенно. Умение создать психологическую атмосферу является решающим. Вот почему понятия «психологический климат», «психологическое здоровье» являются ключевыми в школе «Экология детства».
Начинается все с психологической компетентности учителя как инструмента в решении проблем профессионального и личностного бытия. Сегодня учитель отвечает за психологическое здоровье ученика, это его обязанность. Обеспечить эту функцию трудно, если у учителя нет психологических понятий и навыков. Вот почему вопрос ценностного отношения к психологии вообще и психологическому сопровождению, в частности, решен многими учителями в школе положительно.
Тема экологии учительского труда поднимается не так часто. Не умаляя значения детских проблем, надо сказать, что учитель, находясь в ресурсном состоянии, может гораздо эффективнее действовать.
Итак, здоровая школа начинается со здорового учителя, а педагог начинается со своей личностной позиции по отношению к себе. Принцип «Начни с себя!» стратегически важен для успешного освоения здоровьесберегающих технологий, потому что проблема профессиональных деформаций стоит остро. Только союз педагога и школьного психолога помогает снять остроту данной проблемы: это стимулирование педагога на активное профессиональное самообразование и совершенствование его системы саморегуляции (навыки релаксации, дыхательная и суставная гимнастики, акупрессура, навыки позитивного мышления).
Проблема благополучия всех субъектов образовательного процесса в школе решается комплексно через систему педагогического, психологического, медицинского и социального сопровождения и преследует цель – создать здоровое развивающее пространство для всех, кто в нем живет. Комфортность, отношения доверия, принятия, свобода выбора, инициативность – важнейшие характеристики этого пространства.