Галина Голикова
Экология в играх
▼ Скачать + Заказать документы
Экология в играх
Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал, когда за понятиями стоят определенные образы. Внимание ребенка привлекают также новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы – всё это можно преподнести через игровую деятельность. Основной целью экологических игр является : сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе через игровую деятельность.
Темочки:
Через игровую деятельность решаются образовательные и воспитательные задачи:
• Углубить и расширить экономические знания;
• Привить начальные экологические, поведенческие познавательные, преобразовательные навыки и умения;
• Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе эколого-игровой деятельности;
• Сформировать чувства бережного отношения к природе.
Ведущей формой познавательной деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития дошкольника. Поэтому в своей деятельности с детьми основной акцент делаю на различные экологические игры. Игры использую на занятиях, прогулках, наблюдениях и в свободное время. Ребенку легче усвоить и запомнить предоставляемый материал, если его преподносят в игровой форме.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты. При драматизации экологической сказки : «Происшествия в осеннем лесу», где дети играли роль животных, решалась серьезная экологическая задача не засоряй лес, не топчи грибы, не нарушай покой лесных жителей. Наблюдения и эксперименты в своём роде тоже является игрой – игры с природным материалом. Например, в младшей группе наблюдаем за хомячком, что он ест. Затем наблюдение плавно переходит в настольную дидактическую игру «Кто, чем питается» (на столе лежат картинки, на которых изображены различные продукты, где дети, пронаблюдав за хомячком, выбирают правильные картинки).
В свободном доступе для детей находится природный материал, где ребята, включая своё воображение, начинают играть с природным материалом в результате чего получаются великолепные творения. Игры с природным материалом оказывают положительное воздействие на экологическое сознание, на творческое воображение, на умение видеть прекрасное в окружающем нас мире. Так же в свободное время детям предлагаю различные дидактические игры, которые развивают логику, память – это: «Собери растительный коврик», «Экологическое лото», «Найди пару»; разрезные кубики: цветы, животные, растения; экологические пазлы, «Чей малыш?», «Чей хвостик? лабиринты: «Помоги зайке добраться до муравейника» и ребусы с природоведческим материалом. При организанизации и проведении сюжетно-ролевых игр также решаю экологические задачи : «На лесной опушке», «Доктор Айболит», «Овощи на грядке», «В гостях у Лесовичка» и др. играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила, развивается воображение, мышления и детская фантазия.
В силу возрастных особенностей дошкольники сами не могут использовать всё время на прогулке с максимальной пользой для своего развития. При проведении прогулок, туристических походов по экологической тропе использую много разнообразных игр – это:
• Подвижные игры: «Листопад», «Беги к тому, что назову», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Заинька, выйди в сад», «Птички раз, птички два», «Цыплята», «Кошка и мышки» и др.
• Игры с мячом: «Воздух, земля, вода», «Растения леса, сада, огорода», «Птицы, рыбы, звери», «Я знаю…» и др. ;
• Игры эстафеты: «Выбери нужное», «Спаси зайчат», «Посади огород» и др.
• Игры с песком: «Строим замок», «Песочный городок», «Лепим пирожки».
Таким образом, игра — это не только вид свободной деятельности ребёнка, но и вид познавательной деятельности, благодаря которому ребёнок не только играет, но и познаёт то, что окружает нас. Экологические игры, театральные, дидактические игры подарят детям немало радостных открытий, прекрасных минут общения, любования окружающим нас щедрым и удивительным миром природы.