Татьяна Коневская
Расширение кругозора детей при помощи метода опробования Н. М. Крыловой
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе "Расширение кругозора детей при помощи метода опробования Н. М. Крыловой"
Воспитатель Т. Н. Коневская
МБДОУ д/с № 10, г. Таганрог
Одним из важнейших условий реализации Программы «Детский сад - дом радости» является обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Публикация «Расширение кругозора детей при помощи метода опробования Н, М, Крыловой» размещена в разделах
Стараясь творчески воплощать сценарий каждого дня с учетом своеобразия технологического проекта Программы, следуя логике объединения межпредметной и междеятельностной проблематики, с особенным удовольствием использую режимный момент, предложенный Н. М. Крыловой – опробование.
Этот прием воспитательного процесса расширяет возможности ребенка в познании и развитии восприятия, речи, математических представлений, накоплении энциклопедических знаний и историко-географических представлений, которые определены в задачах ФГТ. В жизни ребенка большое значение имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». Во время опробования обогащение их тактильных ощущений проходит с получаемым удовольствием от знакомства с новыми материалами.
Для достижения цели построения воспитательного процесса с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, определяются задачи:
содействовать развитию эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы ребёнка-дошкольника (социальных эмоций, познавательных и других мотивов потребностей);
приобщать к культуре самостоятельного и творческого выполнения разных видов детской деятельности, средствам и способам самореализации и саморазвития в них;
обогащать и систематизировать представления об окружающем, природном и социальном мире как системе систем, способы и формы собственного эстетического отношения к миру;
формировать основные навыки осуществления гигиенических процедур, элементарных правил здорового образа жизни;
обеспечить своевременное становление стартовой готовности к обучению в школе, предпосылки учебной деятельности;
воспитывать основы патриотизма и гражданственности посредством приобщения ребенка к особенностям родного края;
содействовать развитию музыкальных, изобразительных способностей, освоению начальных основ актерского мастерства.
Благодаря разработанной технологии методом опробования детям обеспечиваются условия для исследования свойств различных продуктов, дается возможность попробовать блюда, приготовленные мамами, познакомиться с новыми физическими и математическими понятиями, такими как объём, вес, количество, форма, единица измерения. В результате малыши на практике получают первичные представления о различных науках и о процессах познания окружающего мира.
Опробование яблока, которое дети едят-то каждый день, в середине февраля сопровождаю интригой : «Хочу угостить вас яблоком, но не так как лиса. А послушайте, маленькую историю про розовое яблоко». И слушают, затаив дыхание… А я читаю «Яблоко» Р. Энгеля. А после угощаю яблоком с той самой яблони, которое сохранила для нас Тилькина хозяйка… А ребята жуют и раздумывают над нравственными вопросами затронутыми в рассказе. Позже мы поговорим с ними об этом. А сейчас так приятно есть это красивое яблоко и сознавать, что все такие дружные…
На следующий день снова опробование яблока! Вот на тарелке лежит белое (кусочки яблока). Вы согласны? Как узнали, что белое? Интересно, хрустящее? А какое на вкус? А какое на вид? И пока разбирались съели вкусное, сочное, хрустящее, душистое… так нашли и проговорили прилагательные – столько ответов на вопрос какое? И когда все уже совсем ясно, проблема: а было ли оно красивое? Как тут ответить? Ведь яблоко съедено… Я бы хотела полюбоваться на яблоко, но его больше нет. А вы бы хотели полюбоваться на красивые, разные яблоки? Словно фокусник ставлю репродукцию картины П. Кончаловского «Яблоки у печки». Мы не видели яблоко. Может быть, оно было большое, может красненькое, может желтенькое… эти яблоки попробовать нельзя, а любоваться можно! Какой прекрасный натюрморт!
Дети не просто съели вкусное яблоко. Вкусно было подано все: и понятие красоты, и слово натюрморт, и эстетическое воспитание…
Понятие «хлеб» вплетено в такое кружево, что пока дети опробовали блины, булку, бублик, крендель, коврижку, баранки, сухари и просто белый и черный ароматный и душистый хлеб отгадывали загадки, пели потешки. Знакомились с разными способами сохранения того, что подарило лето – сухие грибы, банки с сухими крупами, банки с консервированными овощами. Как была довольна Тая, когда все рассматривали помощников ее мамы – книги про то, как заготавливать продукты на зиму. Под чтение стихов С. Погорельского рассматривали картинку И. И. Машкова «Снедь московская: хлебы». Опробование сухарей как солдатской еды прошло через организацию и содействие накоплению опыта математических и логических действий. В ходе простого взвешивания сухаря и куска хлеба дошколятам дается понятие меры веса, объема.
Опробование молочных продуктов принесло знакомство с профессией Пекаря. Как продолжение темы дается понятие – результата труда. Результат труда пекаря – каравай черного хлеба. И не важно, что черный хлеб ежедневно едят дети. Это результат труда – и уже совершенно другой вкус!
Или вот такой пример. Опробование лука и чеснока. Слушайте! Чем будем угощаться? «Вырос в темнице. Хожу в золотой рубашке. Кто меня раздевает, тот слезы проливает». И дети с удовольствием дают ответы на вопросы :
Почему в загадке сказано, что он в золотой рубашке?
Почему слезы текут?
Затем называют, чем отличаются такие похожие овощи как лук и чеснок…
Позже еще вернемся к этому овощу, но уже с другой целью.
«Да, много всякого растет на грядке. Вот и вырастет на грядке… А характер гадкий, куда не придет всех до слез доведет. А может нас не доведет. Давайте попробуем».
И вот уже с восторгом и благодарностью сажаем лук на окошке, что бы вырастить полезный зеленый, так радующий нас лучок. Ведь он борется с микробами. Он помощник наш. А наблюдая, как растет лук, ведем дневник. Зарисовывая, записываем дату наблюдения, смотрим на календарь.
В жизни малышей детское экспериментирование имеет большое значение. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». Опробование дает им возможность получать удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения, приносит неясные, укрепляет и расширяет ясные знания. Именно выполнение внутреннего механизма Технологии Программы «Детский сад – дом радости» позволяет предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Благодаря чему достигается цель соответствовать принципу развивающего образования, в основе которого лежит развитие ребенка, формируя такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.