Татьяна Никитенкова
Эссе «Педагогические традиции и современность» по К. Д. Ушинскому
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 «Смоляночка»
ЭССЕ
К. Д. Ушинский «Педагогические традиции и современность»
Выполнила:
Т. М. Никитенкова
Воспитатель
2023
К. Д. Ушинский и современность - очень важная, но и чрезвычайно обширная, многогранная тема. Изучив эту тему, я поняла, что К. Д. Ушинский единственный человек, который определил на сто лет вперед современные представления к обучению и развивающей педагогики в целом.
Публикация «Эссе „Педагогические традиции и современность“ по К, Д, Ушинскому» размещена в разделах
- Ушинский К.Д.
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание К. Д. Ушинского : «Основной целью воспитания человека, может быть только сам человек, так как всё остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека». Для меня эта фраза ведет к пониманию того, что человек сам должен выбирать какие знания вкладывать в голову. Как писал К. Д. Ушинский «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить. чем о том, для чего учиться. При выборе предметов ученья везде еще следуют рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моде. Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым».
Развитие ребенка для К. Д. Ушинского в первую очередь выступало чувство патриотизма, любви к своей родине. В конце 20-го века наше образование пережило большие реформы, основным средством модернизации являлось внедрение огромного количества инноваций, которые заимствовались из чужих стран. На примере можно показать новшество которое мешает обучающимся думать - это тестовые задания или экзамены, где ребенок просто угадывает ответы по предоставленным ему вариантам. Обучающие книги сократились в содержании, появилось много разнообразных программ в которых сократились патриотическое обучение, литературно-художественное слово, русский язык. Такая политика образования все дальше и дальше отдаляет людей от подлинного русского образования, делая наших детей менее образованными, чем были раньше в 19-20-х веках. Зададим вопрос, а надо ли нам такое образование, которое пытается выстроить отечественную образовательную систему по «заморским» образцам. Между тем еще полтора века назад Ушинский предупреждал, что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу». Заимствуя безоглядно чужие идеи, писал он, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не живое, оживляющее содержание». По мнению К. Д. Ушинского «В основе обучения русских детей должен быть положен русский язык, так как он является родным языком». Поэтому уже в начальной школе педагоги должны знакомить детей с русской историей, географией, с её природой. Это воспитание должно развивать у воспитанников чувство национальной гордости, долга перед родиной, ставить общие интересы выше личных.
Свои теоретические доводы и примеры практических упражнений К. Д. Ушинский написал в своих учебниках «Детский мир» и «Родной язык». Развитие русского языка для него выполняло цель и результат деятельности. Он предлагал обучать детей еще в дошкольном возрасте, но не сидя за столом, а в игровой форме, давая ребенку показать себя, свои способности. Ведь только в самостоятельной деятельности воспитанника педагог заметит сильные или слабые стороны ребенка и направит их в нужное русло. Ушинский К. Д. утверждал, что самостоятельное мышление может возникнуть только на основе самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому наглядность является необходимым условием для самостоятельного понимания ребенком мыслей. Ушинский показал, что существует тесная связь между наглядностью обучения и развитием речи и мышления воспитанника. Он посоветовал педагогам развивать способность наблюдать различные предметы и явления с помощью простых упражнений, давая детям как можно более полные, правдивые и яркие образы, чтобы они стали частью их мыслительного процесса.
К. Д. Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам тем самым дети дошкольного и школьного возраста развивали свою речь. Он отметил большую важность народных сказок, потешек, пословиц в воспитании и образовании родной речи. Ушинский считал, что народное творчество имеют первостепенное значение. Для младшего возраста они очень просты по содержанию, тем самым помогают воспитанникам увидеть красоту, чуткость, мудрость родного языка.
В своей статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) К. Д. Ушинский предлагал придерживаться методических рекомендаций, которые имеют три значимые задачи: - развить речь у ребенка; - учить осознанно владеть родным языком; - уметь понимать грамматику языка. Он считал, что эти три задачи должны выполняться одновременно.
Как и современное обучение для развития речи Ушинский предлагает в первую очередь изучать устные произведения, затем письменные, которые постепенно становятся сложнее. Это метод Константин Дмитриевич изложил в учебных книгах «Родное слово», где дети сначала изучают букварь в котором главное внимание дается русскому языку, с помощью этого букваря воспитанники расширяют представления об окружающем мире. Вторая книга «Детский мир» рассчитана на третий и четвертый классы, в основе обучения предлагается география и естествознание. Два этих учебника являются совершенством педагогической методики.
Описания К. Д. Ушинским взаимосвязи подготовительного обучения и методического воспитания детей, характера и особенностей дошкольного подготовительного учения внесли ценный вклад в русскую педагогику. Они помогли точнее определить содержание и методику воспитательной деятельности детского сада как подготовительного этапа к обучению в школе, установить линии связи и преемственности между работой дошкольного учреждения и начальными классами в школе, определить творческий подход в работе педагогов обучающих детей.
Таким образом, я считаю, что современным педагогам необходимо искать новые подходы, совершенствовать виды, методы и формы организации образовательного обучения, развивая при этом свое педагогическое мастерство. Поэтому очень важно, чтобы педагогические колледжи и университеты имели единую согласованную позицию в отношении непрерывного образования дошкольного и школьного педагога, при этом сохраняя пути индивидуального развития своих учебных заведений.