Наталья Бородина
Эссе педагога «Воспитывать — это благое призвание!»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывать – это благое призвание!
Любить, понимать и, конечно, прощать,
Примером во всём быть, проявлять
состраданье…
Воспитывать, значит, другим что-то дать.
Слово «воспитание» есть не что иное как особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным и уточненным, а значит – прекрасным. Дети – это росток бутона, не созревшего цветка, как он распустится, будет пахнуть, какие он даст семена зависит от нас, педагогов.
Публикация «Эссе педагога „Воспитывать — это благое призвание!“» размещена в разделах
Часто задаюсь вопросом, какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? И ответ на этот вопрос прост. Портрет современного воспитателя выглядит так. Это человек, идущий в ногу со временем, применяющий инновационные технологии, владеющий ключевыми компетенциями, но самое главное качество, которое остаётся неизменным на все временна, любящий детей.
Мы, воспитатели нового поколения, должны встать и идти по такому пути, на котором должны увлечь за собой детей. Именно увлечь. Потому что ценно только то, что рождается внутри человека добровольно, без насилия, становиться его самостоятельным выбором. Но чтобы увлечь нужно нечто такое, что притягивает, вызывает уверенность, а значит спокойствие и решимость. Древняя притча гласит: странники увидели пастуха, за которым шло большое стадо. Они спросили его, как ему удается таким большим стадом? Пастух ответило: «Просто я живу с ними и люблю их, и они чувствуют, что за мной идти безопасней». Также и дети всегда чувствуют за кем идти безопаснее, кто их любит и живет вместе с ними их жизнью.
У каждого человека будь то ребенок или взрослый свой огромный внутренний мир, свой, индивидуальный, неповторимый. И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, прежде всего я ясно представляю, как мои занятия влияют на формирование внутреннего мира ребенка, какую «погоду» внутреннего мира, не превращать ее в смерч и ураганы.
Наша жизнь – это разноцветная карусель. Яркая, полная событий и неожиданных поворотов. Можно придумывать тысячи разных вариантов того, как могут развернуться события, куда ведут неожиданные повороты, но какой из них сбудется и к чему готовится, невозможно предугадать. В таких условиях непостоянности жизни всё же есть надежда на светлое будущее. Наше будущее – это наши дети. Дети – маленькие зародыши больших открытий, зачатки великих свершений. То, что вложили мы в них, будет решающим фактором впоследствии. Современный ребенок подвержен различными влияниями из внешнего мира. У него нет фильтра, который мог бы пропустить всё полезное и отсеять все негативное. Моя миссия, как воспитателя, как раз заключается в том, чтобы, пропустив влияние внешнего мира через призму любви и добра, не оторвав ребенка от действительности, вырастить Человека. Именно от того, как я это сделаю, зависит многое.
Тезисы моей педагогической философии предельно просты. «Удивляясь – удивлять, увлекаясь – увлекать» - вот так я бы сформулировала основной. Любое познание мира начинается с удивления. Удивление – это эмоции, это интерес к предстоящему делу, это мотив к действию. В моих силах превратить любое детское занятие в удовольствие, нечто удивительное и увлекательное. Недаром говорят: «Творчество – вот лучший учитель!». Вырастить человека в полном смысле слова – это значит совершить чудо, и такие чудеса я, обыкновенный воспитатель, стараюсь ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Рассказать, показать, объяснить – этого недостаточно. Важно суметь увлечь и за собой вести каждого ребёнка, работать с ним в содружестве и творчестве, быть ему во всём примером. Не обучать его, а жить с ним, вселять в его душу любовь и веру. Важно научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.
Для маленького ребёнка всё важно в детском саду: и уют в группе, и красота игрушек, и взгляд, и слово воспитателя, и сверстник, даже солнце, которое светит в окна ярче обычного. Прав оказался В. П. Шереметьевский в своё м высказывании: «Все дело обучения маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание образования и шатко, и валко, и на сторону». Поэтому каждая мелочь, которая каким-либо образом касается ребенка, имеет определенный смысл. Каждый ребенок - это звездочка. Нужно отдать много времени и сил, чтобы каждая звездочка сияла еще ярче. Ведь чем ярче звезды- тем светлее, полноценнее наша жизнь. А поэтому венец моей философии бесхитростен.
Воспитатель - это не просто педагог, а упорнейший трудяга. Его мастерство - не счастливые находки, а результат кропотливого труда. Я нахожусь в постоянном поиске и не даю себе остановиться на достигнутом. Во всем хочется дойти до самой сути, совершать открытия и схватывать нить событий. Мое счастье, как любого другого воспитателя, в том, чтобы увидеть плоды своего нелегкого труда.
Я – счастливый человек, потому что мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми!