Любовь Перцева
Эссе «Не позволяй душе лениться…»
▼ Скачать + Заказать документы
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ…
«Воспитание - великое дело:
им решается участь человека»
В. Г. Белинский
С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешним обликом, но и особенностями поведения, физического и психического развития. Ребенок не родится добрым или жадным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания.
Публикация «Эссе „Не позволяй душе лениться…“» размещена в разделах
Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний – педагогику раннего детства. Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет. Третий год жизни ребенка условно считается ранним дошкольным, т. к. включает черты переходного периода, но во многом сохраняет особенности, присущие предшкольному детству.
Первые два года жизни ребенка по насыщенности овладения навыками и умениями, быстрым темпам развития не имеют себе подобных в последующие периоды детства. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, нужно уметь перестраиваться в своей работе с ориентировкой на эти изменения. Сложность воспитательной работы заключается в том, что дети раннего возраста не могут словом выразить свои желания, чувства, физиологические состояния.
Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребенка. Личностные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребенка, но вместе с этим хочется отметить роль воспитателя, родителей в организации педагогического процесса.
Основу педагогики раннего детства составляют теоретические концепции, разработанные в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т. е. усвоения накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности. В раннем детстве ведущими для ребенка являются эмоциональное общение со взрослыми, манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития. Психологические педагогические исследования показали, что ни одна человеческая способность и ни одна из человеческих личностных качеств не даны ребенку в готовом виде от рождения и что само по себе спонтанное развитие врожденных задатков не может привести к их оптимальному формированию.
С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность.
Каждому из нас хочется, чтобы ребенок состоялся как личность. Но можно ли считать личностью того, кому от роду всего лишь один, два, три? Как утверждают многие ведущие психологи (и показывает жизненный и мой педагогический опыт, можно, поскольку не год и месяц рождения малыша определяют его «социальный профиль», а наличие или отсутствие в его поведении характерных для столь высокого знания проявлений, а именно:
Личность – это существо, прежде всего, активное. Ребенок – это деятель, предпочитающий не столько планировать, сколько действовать.
Личность – это человек индивидуальный, самобытный, по-своему уникальный, в чем-то непохожий на других.
Личность – существо сознательное, относящееся ко всему взвешенно, рассудочно, стремящееся не только задавать вопросы «зачем?», «почему?», «что если?», но и добиваться вразумительных ответов на них.
Личность – гармонически и всесторонне развитый человек, физически, интеллектуально и нравственно здоровый, оптимистичный, жизнерадостный.
Уже в самом начале своего жизненного пути ребенок способен в большей или меньшей степени заявлять о себе как личность.
Преобладающее большинство маленьких детей - создания активные, деятельные. Практически каждый здоровый ребенок по своей активности потенциально готов стать личностью. Природа содействует ему в этом. А мы с Вами? Ответить столь же просто, сколь и сложно.
Очень важно воспитателю помнить, что одной из важных характеристик личности является индивидуальность, особенное начало каждого ребенка. А может ли быть индивидуальностью маленький ребенок? Я предлагаю такое рассуждение. Начну с того, что все живое в мире неповторимо. Немыслимо тождество двух детей: тембра голоса, частоты биоэлектрических ритмов головного мозга; бесчисленны варианты комбинаций аминокислот и генов, обуславливающих внешнее несходство наших малышей; еще более поразительно несходство их внутреннего лица. Вывод напрашивается сам собой - имеются все объективные предпосылки для того, чтобы сын или дочка росли индивидуальностью.
Как важно нам, воспитателям, нести родителям свет знаний психологических, возрастных особенностей детей раннего возраста. Объяснять, что родившийся ребенок стоит на пороге развития личности сейчас, с первого дня жизни, не потом, не завтра.
Не будем уповать на завтрашний день: у жизни нет черновиков и пауз, нет подготовительных периодов. В каждый данный момент своего развития ребенок либо реализует, либо отрицает себя как личность.
Бесспорно, спираль человеческого движения с годами становится шире и длиннее, но ось ее при этом остается неизменной.
Как важно, чтобы родное существо вышло из своего детства с собственной осью-основой.
Мы, воспитатели гордимся и испытываем чувство ответственности за жизнь и судьбу вверенных нам детей.
Как хорошо, что в этом мире хаоса, царящей безнравственности и низкой духовности остались поистине настоящие острова культуры, доброты, справедливости, милосердия, внимания, сердечности и порядочности.
И имя им – детский сад.
В своей работе, имея 27-летний педагогический стаж, я избрала девиз: «Отнесись к вверенному тебе ребенку как к своему собственному».
Каждый день я вспоминаю строки Н. А. Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.