Гульнара Хамитова
Эссе «Развивать или развлекать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка, не упоминая ни о чём,
может сказать ВСЁ!
Илья Эренбург.
Что есть музыка? Как определить меру её влияния на личность растущего и развивающегося человека? Каким образом его ввести в чарующий мир музыкальных звуков, чтобы в итоге общения с музыкальным искусством раскрыть максимум возможностей, которые таятся в потенциале каждого малыша? Частокол вопросов. Но чтобы быть понятной, начну издалека.
Публикация «Эссе „Развивать или развлекать?“» размещена в разделах
1988 год. Студентка музыкально-педагогического института им. Гнесиных, до фанатизма влюблённая в музыку вообще и в скрипку в частности, слышит на лекции по педагогике потрясающего Владимира Григорьевича Ражникова парадоксальные слова: «Сейчас наблюдается определё нный перекос в кадровом вопросе: самые талантливые кадры работают в ВУЗах, послабее – в СУЗах, соответственно в школах кадры много слабее, а уж о садах и говорить не приходится!» И это умозаключение поразило девушку своей очевидной несправедливостью - как же так? В наиболее нежном возрасте, податливом к влиянию извне, когда каждое впечатление впервые, а значит, значимо и важно для дальнейшего развития ребёнка, малыш встречается на занятиях по музыкальному воспитанию не с самыми квалифицированными педагогами. В итоге самый благодатный для развития ребенка возраст - дошкольный – потерян …. Это умозаключение в итоге перевернуло всю жизнь – и вместо работы в престижном оркестре наша знакомая попадает вначале в музыкальную школу, работая преподавателем по классу скрипки, а затем и детский сад – музыкальным руководителем. Открывается И вот тут начинается самое интересное – приходит видение и понимание того, что ребёнок-дошкольник удивительно талантлив!
Последние исследования учёных подтвердили это умозаключение – выяснилось, что каждый малыш при рождении обладает просто феноменальными музыкальными способностями - именно этим объясняется то, с какой лёгкостью за небольшой отрезок времени малыш научается родному языку. Но с возрастом, в отсутствии общения с живой музыкой, будь то мамины колыбельные или элементарное музицирование в кругу семьи, прослушивание живого исполнения в детском саду (не записей, какого бы хорошего качества они ни были) музыкальные способности стремительно угасают. Выходит, «раннее развитие» означает не столько развитие способностей, сколько попытку не дать им угаснуть? К тому же, учёные выяснили,что в занятиях музыкой участвуют и левое, и правое полушария. А это значит, что развивается и логика, и чувства. Это было подтверждено с помощью компьютерных технологий: музыка влияет на развитие мозга и моторики человека, способствует организации аналитического мышления. В процессе же работы нашей героини с малышами, общения с Львом Вячеславовичем Виноградовым, в своё время занимавшим должность старшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лаборатории под руководством академика В. В. Давыдова, продолжающего работать в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, а также с коллегами на семинарах потрясающих педагогов-практиков Т. Э. Тютюнниковой, А. И. Бурениной, Д. В. Рытова и др. приходит понимание того, что музыка есть движение, и малыши воспринимают музыку через движение. Пружиня ножками и прохлопывая ручками простейшие попевки, научаются элементарному музицированию, т. е. элементам музицирования. Постепенно знакомясь с музыкальными инструментами детского оркестра входят в сложный мир музыкальных понятий легко и просто через собственный опыт общения с музыкой. А как благотворно влияет коллективное музицирование на формирование положительных навыков общения со сверстниками! Ведь чтобы «вплести» свою партию в общую музыкальную ткань, надо услышать и общий строй, и партии твоих друзей а, стало быть, научиться слушать другого. А как важно иметь этот навык в повседневной жизни, и говорить не приходится.
С другой стороны, попав в детский сад на должность музыкального руководителя, нашей героине становится очевидным то, что музыкальными руководителями сегодня могут работать только фантастически преданные своему делу люди-настоящие подвижники! Ведь профессия музыкального руководителя включает в себя по меньшей мере работу 10 специалистов! Давайте посчитаем:
музыкальный воспитатель (проведение музыкальных занятий с маленькими детьми);
хореограф (постановка танцев);
сценарист (написание сценариев к праздникам);
режиссёр-постановщик (подготовка праздников в зале, организация работы всех служб и специалистов);
актёр-кукольник (мини-спектакли во время проведения самого утренника);
костюмер (эскизы и пошив костюмов);
художник-дизайнер (украшение зала к праздникам);
педагог-репетитор (индивидуальная работа с детьми и взрослыми по разучиванию ролей);
художник-оформитель (изготовление атрибутов к праздникам);
осветитель (художественное освещение зала на праздниках).
А в настоящее время ему необходимо ещё и владение синтезатором, компьютерными музыкальными программами, умение сделать аранжировку и презентацию. Уже сейчас ощущается острая нехватка таких специалистов, покорно выполняющих подобное количество разнопрофильных обязанностей, не предусмотренных основной профессией.
Вы, наверное, уже догадались, что наша героиня - автор этих строк - столкнулась с дилеммой: как быть? Развивать или развлекать? Развивать малышей, увлекая их в общение с музыкой и открытие самого себя в музыкальном мире, или развлекать взрослых - администрацию детского учреждения и родителей бесконечной чередой праздников, концертов, конкурсов для участия в которых ребяткам необходим постоянный тренаж, по сути своей противоречащий природе дошкольника. Каким образом можно преодолеть стереотип, сложившийся годами: отношение к музыкальному руководителю как к массовику-затейнику?
Признаюсь – нередко опускаются руки, но… вновь на очередное музыкальное занятие заходят в зал дети, и ты понимаешь, что они просто ждут обыкновенного чуда - чуда встречи с Феей Музыки. И то, что именно ты являешься проводником в этот удивительный мир, наполняет радостью творчества, даёт силы бороться, искать, находить и не сдаваться.