Лучший педагог года

Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта

Деревнина Юлия
Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей.

Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку, идти на риск в воспитании, проявляя по мере его взросления всё больше доверия его умениям, самостоятельности, инициативности или держаться в рамках дисциплинарно-контролирующего воспитания. Научные данные и жизненный опыт семей показывает, что, рискуя, родители с большей вероятностью помогут ребёнку научиться быть счастливым без них. Воспитание же без доверия похоже на передачу ребёнку по наследству своих собственных стереотипов и привычек, которые лишают его свободы и независимости.

Публикация «Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта» размещена в разделах

Можно выделить следующие задачи сотрудничества:

• установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы общности интересов;

• эмоциональная взаимоподдержка и взаимопроникновение в проблемы друг друга;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

• поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Задачи связаны с процессом самопознания родителями воспитательной роли в семье, обогащением собственного опыта взаимоотношений с ребёнком. Реализация этой задачи придаёт сотрудничеству с родителями развивающую направленность. В противовес информированию их о жизни детей в ДОУ рефлексивная модель общения педагога с семьёй обнаруживается в переосмыслении родителями своих воспитательных установок и стереотипов мышления, раскрытии внутренних резервов.

В психологии такая форма называется рефлексией. В переводе с латинского языка это означает «обращение назад».

Дж. Локк назвал рефлексию «заглядыванием внутрь себя». Как отмечают социальные психологи Л. А. Петровская, Ю. М. Жуков: «рефлексивная направленность педагогического общения помогает не просто указать человеку область его неадекватности, а подвести его к тому, чтобы он констатировал её сам для себя».

Задача развития у родителей рефлексии особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. Автор О. Л. Зверева включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины как своих педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. Ряд исследований развития рефлексии показывает, что по мере осмысления родителями своих взаимоотношений с ребёнком у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают положительные изменения в детско-родительских взаимоотношениях, нормализацию эмоционального самочувствия малыша.

Большие резервы заключены в использовании педагогами различных методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов :

• Обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: «В чём, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребёнка – в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»

• Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

Например: родителям предлагается проблемная ситуация: «Вы наказали ребёнка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как Вы поступите, почему именно так?» или «Ваша трёхлетняя дочь шалит в кафетерии, куда Вы зашли ненадолго. Она сползла со своего стула и решила побегать. Она смеётся, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили её, усадили за стол, сурово отчитали. Вопрос: «Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребёнка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может быть получен ребёнком в данной ситуации?»

• Ролевые проигрывания семейных ситуаций позволяют обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребёнком. Например, задание родителям : «Покажите, пожалуйста, как Вы будете устанавливать контакт с плачущим ребёнком и др.».

Тренинговые упражнения и задания:

o дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему,

o увидеть между ними разницу,

o выбрать более удачные,

o заменить нежелательные формы обращения на конструктивные.

Например: вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!»

Можно также дать задание определить, в чём видится неконструктивность таких обращений к ребёнку, как «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли чего ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал (делала?», «Как ты можешь так поступать со мной!» и др. Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение…» Например, воспитатель бросает родителю мяч, говоря «Хорошо учиться в школе, это значит …» или «Особенности моего ребёнка, это ….» и т. п.

• Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, представляет возможность размышлять над мотивами поступков ребёнка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребёнка в конкретной ситуации, полезно сформулировать вопрос: «А как бы поступил Ваш ребёнок в подобной ситуации?»

• Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений со своим ребёнком?», «Был ли подобный случай в Вашей практике, расскажите о нём …», «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребёнка применение поощрений и наказаний» и т. п.

Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать свои собственные удачи и просчёты в воспитании, соотносить их с приёмами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях в других семьях.

• Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствуют эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнёрских отношений.

Перечисленные методы могут быть дополнены самими педагогами из своего опыта. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение собственное прежнее представление о ней. Родитель, вовлекаемый в игровое моделирование своего поведения, начинает заново открывать для себя радость общения с ребёнком не только на уровне слов, но и переживаний.

ВЫВОД: Таким образом, использование различных методов рефлексии родителями способствует повышению гибкости их позиции матерей и отцов, возникновению нового видения привычных способов взаимодействия с ребёнком.

Родители постепенно из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование собственного поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее видят собственное отражение в зеркале отношений с ребёнком и принимают ответственность за дальнейшее их построение, ощущая себя более компетентными в воспитании сына или дочери.

Публикации по теме:

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке» (Из личного опыта) .

Составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Программное содержание: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по карточкам-схемам. Продолжать учить детей правильно.

Составление рассказа (из личного опыта) «Как мы играем зимой на участке» (подготовительная группа) Программное содержание: учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; развивать умение отбирать.

Адаптация. Записки из личного опытаАдаптация. Записки из личного опыта Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта. Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни.

Фотоотчет по развитию художественного творчества детей старшей подготовительной группы. Из личного опыта работыФотоотчет по развитию художественного творчества детей старшей подготовительной группы. Из личного опыта работы В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия,необходимые для эффективного художественного развития.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Подарок Деда Мороза». (из личного опыта) Тема: «ПОДАРОК ДЕДА МОРОЗА» Рассказы из личного опыта Программное содержание: Учить составлять рассказы из личного опыта связно,.

Доклад на педсовете из личного опыта во второй младшей группе на тему «Нравственное воспитание дошкольников» Доклад "Нравственное воспитание во 2 мл. группе. Формы работы. (из личного опыта)". Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказов из личного опыта «Мой город — Северодвинск» Программное содержание: 1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ из личного опыта о своём городе по словесному плану,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 13:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта» (включая файлы) размещена пользователем Деревнина Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД