Деревнина Юлия
Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей.
Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку, идти на риск в воспитании, проявляя по мере его взросления всё больше доверия его умениям, самостоятельности, инициативности или держаться в рамках дисциплинарно-контролирующего воспитания. Научные данные и жизненный опыт семей показывает, что, рискуя, родители с большей вероятностью помогут ребёнку научиться быть счастливым без них. Воспитание же без доверия похоже на передачу ребёнку по наследству своих собственных стереотипов и привычек, которые лишают его свободы и независимости.
Публикация «Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Можно выделить следующие задачи сотрудничества:
• установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы общности интересов;
• эмоциональная взаимоподдержка и взаимопроникновение в проблемы друг друга;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
• поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Задачи связаны с процессом самопознания родителями воспитательной роли в семье, обогащением собственного опыта взаимоотношений с ребёнком. Реализация этой задачи придаёт сотрудничеству с родителями развивающую направленность. В противовес информированию их о жизни детей в ДОУ рефлексивная модель общения педагога с семьёй обнаруживается в переосмыслении родителями своих воспитательных установок и стереотипов мышления, раскрытии внутренних резервов.
В психологии такая форма называется рефлексией. В переводе с латинского языка это означает «обращение назад».
Дж. Локк назвал рефлексию «заглядыванием внутрь себя». Как отмечают социальные психологи Л. А. Петровская, Ю. М. Жуков: «рефлексивная направленность педагогического общения помогает не просто указать человеку область его неадекватности, а подвести его к тому, чтобы он констатировал её сам для себя».
Задача развития у родителей рефлексии особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. Автор О. Л. Зверева включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины как своих педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. Ряд исследований развития рефлексии показывает, что по мере осмысления родителями своих взаимоотношений с ребёнком у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают положительные изменения в детско-родительских взаимоотношениях, нормализацию эмоционального самочувствия малыша.
Большие резервы заключены в использовании педагогами различных методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов :
• Обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: «В чём, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребёнка – в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»
• Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта.
Например: родителям предлагается проблемная ситуация: «Вы наказали ребёнка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как Вы поступите, почему именно так?» или «Ваша трёхлетняя дочь шалит в кафетерии, куда Вы зашли ненадолго. Она сползла со своего стула и решила побегать. Она смеётся, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили её, усадили за стол, сурово отчитали. Вопрос: «Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребёнка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может быть получен ребёнком в данной ситуации?»
• Ролевые проигрывания семейных ситуаций позволяют обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребёнком. Например, задание родителям : «Покажите, пожалуйста, как Вы будете устанавливать контакт с плачущим ребёнком и др.».
• Тренинговые упражнения и задания:
o дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему,
o увидеть между ними разницу,
o выбрать более удачные,
o заменить нежелательные формы обращения на конструктивные.
Например: вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!»
Можно также дать задание определить, в чём видится неконструктивность таких обращений к ребёнку, как «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли чего ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал (делала?», «Как ты можешь так поступать со мной!» и др. Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение…» Например, воспитатель бросает родителю мяч, говоря «Хорошо учиться в школе, это значит …» или «Особенности моего ребёнка, это ….» и т. п.
• Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, представляет возможность размышлять над мотивами поступков ребёнка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребёнка в конкретной ситуации, полезно сформулировать вопрос: «А как бы поступил Ваш ребёнок в подобной ситуации?»
• Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений со своим ребёнком?», «Был ли подобный случай в Вашей практике, расскажите о нём …», «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребёнка применение поощрений и наказаний» и т. п.
Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать свои собственные удачи и просчёты в воспитании, соотносить их с приёмами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях в других семьях.
• Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствуют эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнёрских отношений.
Перечисленные методы могут быть дополнены самими педагогами из своего опыта. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение собственное прежнее представление о ней. Родитель, вовлекаемый в игровое моделирование своего поведения, начинает заново открывать для себя радость общения с ребёнком не только на уровне слов, но и переживаний.
ВЫВОД: Таким образом, использование различных методов рефлексии родителями способствует повышению гибкости их позиции матерей и отцов, возникновению нового видения привычных способов взаимодействия с ребёнком.
Родители постепенно из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование собственного поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее видят собственное отражение в зеркале отношений с ребёнком и принимают ответственность за дальнейшее их построение, ощущая себя более компетентными в воспитании сына или дочери.