Надежда Давыденко
Эссе «Особенности развития современных детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему :
«Особенности развития современных детей дошкольного возраста»
Сегодня всё чаше можно услышать от людей старшего поколения фразу: «Мы такими не были!». Речь идёт о современных детях, как дошкольниках, так и подростах.
Публикация «Эссе „Особенности развития современных детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Действительно ли современные дети отличаются от своих предшественников и чем? Как педагог - практик, имеющий педагогическое и психологическое образование с уверенностью могу сказать – современные дети другие. Непохожесть на своих родителей и даже старших братьев и сестёр вполне имеет своё объяснение.
Вспомните уклад жизни двадцатилетней давности. Только – только стали появляться пейджеры, электронные игрушки, сотовые телефоны, компьютеры…наша страна начинала массово «покорять цифру». Все было интересно, в новинку. Дошкольники практически не имели доступа к новым технологиям, а подростки изучали неизвестные языки программирования Pascal и Basic. Но прогресс не стоит на месте, маркетинг и реклама сделали своё дело. Что мы наблюдаем сейчас? Интернет, цифровизация, оцифровывание, дистанционное образование – все чудеса цивилизации почти в каждом доме. Современные родители сегодня с удивлением отмечают, что малыш, ещё не успев научиться толком ходить и говорить, уже безошибочно знает, какую кнопку нажать, чтобы «получить результат» - мультик по ТВ или музыку на телефоне. Иногда кажется, что ребёнок родился с пультом управления в руках. Для современных детей это данность. И тут отчетливо прослеживаются особенности развития современных дошкольников.
Прежде всего – мышление. Сегодня многие учёные отмечают, и я не могу с ними не согласиться, мышление современных дошкольников – клиповое. Информация воспринимается детьми не целостными образами, а отдельными картинками, и чем ярче и динамичнее картинка, тем лучше восприятие. Я обратила внимание, что наши дошкольники быстро теряют интерес к широкоформатным мультипликационным фильмам советского производства («Аленький цветочек», «Сказка о семи богатырях», «Лесные путешественники» и др.). Сравните эти мультфильмы с современными - разница очевидна. Для современных мультиков характерна быстрая смена картинки, минимум текста, динамичность сюжета – да здравствует клиповое мышление! Конечно это не единственная причина особенностей наших детей, есть и другие…
Помните, В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»? Ни это утверждение, ни сам факт связи мышления и развития руки не поменялись с годами – поменялись наши дети. Работая с детьми, я обратила внимание, думаю ни я одна, на то, что мелкая моторика, а это, как все знают, – комплекс скоординированных действий, направленный на выполнение мелких движений пальцами и кистями рук, у детей развита очень плохо. При чём, речь идёт именно о старших дошкольниках – они не правильно держат столовые приборы, карандаш и ручку; не умеют вырезать по контуру, резать бумагу в принципе; не умеют закрашивать аккуратно фигуры, не выходя за контур.
Что же получается, современные дети глупы? Отнюдь нет! Просто современные условия развития мало направлены на развитие мелкой моторики. Дети мало работают руками. Компьютеры и планшеты с успехом способствуют развитию основ программирования, пресловутый конструктор LEGO – развитию воображения, а где моторика? Мелкие мозаики сегодня не интересны современным детям – это факт. Металлические и пластиковые конструкторы, которые с удовольствием крутили мы в детстве тоже, а ведь это и есть развитие мелкой моторики и умелости рук. Дети подготовительной группы, которые посещают кружки по LEGO конструированию и программированию испытывают значительные трудности при работе с металлическим конструктором – на столько неуклюжи движения пальцев и кистей рук, и как следствие – потеря интереса, ведь надо прилагать усилия.
Это еще одна особенность современного дошкольника – отсутствие желания добиваться цели, прилагать усилия. Работает принцип: «Не получилось, значит не интересно!» И родители часто подыгрывают детям, предлагая всё новые «интересные» - читай лёгкие занятия, чтобы чадо справилось и получило удовольствие. Благо с выбором сегодня нет проблем. А что в результате? Уже от родителей детей пяти – шести лет я слышу: «Он ничего не хочет делать!», и вижу как на занятиях, требующих минимального волевого усилия, дети не включаются в деятельность, не прикладывают усилий. Таким образом, к школе мы наблюдаем выпускника – подготовительной группы не мотивированного на учёбу, то есть, не имеющего желания учиться и прилагать усилия для достижения учебной цели. Но…это уже на откуп родителям.
Конечно, не все дети не мотивированы. Но в основной массе, если судить по моим воспитанникам, и отзывам педагогов, особенности развития современного старшего дошкольника таковы :
-клиповое мышление;
-отсутствие систематизированных знаний об окружающем мире (ребёнок знает всё и не знает ни чего);
-отсутствие мотивации и неспособность самостоятельно занять себя чем - либо (я часто слышу от детей : - «Мне скучно!», и это тогда, когда они заняты свободной деятельностью);
-алгоритмизация везде и во всём (считаю, что там, где всё алгоритмизировано, нет места воображению, и обучение заканчивается);
- низкий уровень развития связанной речи (единицы могут составить связанный рассказ, ответить полным ответом на вопрос, дети говорят так, как будто пишут сообщения).
Но не всё так плохо, как может показаться. Дошкольник сегодня - человек деятельностный, свободный в своём выборе, он быстро обрабатывает информацию и справляется с её большим потоком, быстро переключаясь с одного вида деятельности на другой, потому что за последние десятилетия значительно выросла интенсивность нашей жизни….и даже дошкольник хочет всё успеть.
Мне, как педагогу практику, интересно работать с современными дошкольниками, единственное чего хочется, так это разумного баланса в развитии, воспитании и образовании наших детей. Только так наши дети вырастут гармоничными личностями.