Солонченко Карине
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек счастлив по-своему. Для одних счастье -это хорошие и верные друзья, для других - увлечение любимым занятием, для кого -то - карьерный рост. Для меня счастье - это дружная, крепкая семья и любимая работа. Мой выбор профессии был не случайным. Каким был мой путь в профессию? Могу сказать с уверенностью - он не был светлым и безоблачным. Да и, скорее всего, это был даже не путь, а нехоженая тропа, которую пробивала я сама.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
В моей семье нет педагогов. Да я мечтала быть педагогом, правда учителем. После окончания школы поступила в Азовское педагогическое училище, которое стало для меня крепким фундаментом в профессиональной деятельности! Но, когда мне предложили попробовать роль воспитателя - попробовала, и - осталась! Было трудно. Я не умела ничего. Я не знала детских игр и не представляла, чем можно заинтересовать детей. Но мои дети были великодушны. Они смотрели на меня и ждали - ждали радости, веселых игр, и любви. Как я могла не оправдать их доверия? И я стала учиться. Впервые обратила внимание на творчество: взяла бумагу, клей и ножницы - увидела блеск в глазах моих воспитанников. Вот та тропа к их душам, сердцам и умам! Я ее нашла! Мы стали творить, постепенно расширяя наши возможности. Вот уже и пластилин пригодился, и нитки оказались нужными. Мы учились вместе: вместе осваивали разные техники работы с бумагой, вместе учились вязать узлы. И, оказалось, что это интересно и мне и моим воспитанникам.
Но на одном творчестве программу не освоишь! Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было все: сломать лед на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер. Теперь я знала, чем и как заинтересовать моих детей и знала, как нужно работать! Нужно просто вместе с ними проживать эти чудесные годы детства: наблюдать, удивляться и экспериментировать. А еще играть!
На протяжении многих лет я работаю с детьми от года до четырёх. Поняла, что игра - совершенный метод воспитания. То, чего нельзя добиться с помощью нравоучений и нотаций, можно добиться в игре. Трусость исправим играя роль капитана, грубому и агрессивному доверим роль врача, неуверенного в себе - попросим помочь товарищу.
Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает нас, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни. Воспитание детей – процесс очень интересный, безумно увлекательный, но в тоже время сложный и ответственный. Ведь мои воспитанники – самые маленькие человечки, которые порой ещё не могут самостоятельно объяснить, что их волнует, радует, обижает, интересует.
Моя задача – подобрать ключик к каждому ребёнку, раскрыть его индивидуальный внутренний мир, понять хорошо ли ему в данный момент и попробовать изменить ситуацию в лучшую сторону. В мире нет одинаковых детей. Все дети уникальны. Очень важно, чтобы мы – взрослые понимали малыша, принимали таким, какой он есть, не ломали его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Воспитатель, на мой взгляд, должен, прежде всего, стать другом детей, к которому ребята идут с радостью и доверяют самые сокровенные тайны своей маленькой души. Детей нельзя обмануть, от природы они чутко реагируют на малейшую фальшь в поведении взрослых и наигранность в их чувствах. Именно поэтому воспитателем может быть человек, искренно любящий детей и помогающий решать проблемы. Воспитатель - это настолько ответственная профессия, насколько мы хотим видеть свое будущее, ведь именно он творит из маленького ребенка человека, соответственно и человечество в целом. Работать воспитателем легко, потому что, имея данное призвание, когда ты любишь детей и разбираешься в тонкостях их воспитания, ты не работаешь ни дня, так как ты просто живешь, общаешься со своими подопечными, проживаешь каждый день с желанием стать лучше, сделать лучше своих воспитанников. Работать воспитателем трудно, потому что это ответственная работа, на которую ты не можешь прийти в плохом, не в том настроении, так как ты работаешь не просто с людьми, а с детскими душами, которые чисты, открыты и ранимы. В этой профессии нельзя нагрубить, а потом просить прощения, ведь след от этого поступка ребенок может нести через всю свою жизнь. Здесь нельзя ошибаться, так как эти ошибки достаточно сложно исправить. Суть работы воспитателя заключается в том, чтобы дать детям всеобъемлющие знания, различные умения, привить нормы поведения, гигиенические навыки, навыки самообслуживания, способствовать их социализации, дарить им любовь и решать их насущные проблемы. Самое сложное в работе воспитателя успеть поработать индивидуально с каждым ребенком, не обделить никого своим вниманием, так как зачастую в группах довольно много детей. При всем этом, помимо работы с детьми, воспитатель ведет параллельно работу с их родителями (которых в 2 раза больше, чем детей, плюс дедушки-бабушки и прочие родственники, к которым тоже требуется свой индивидуальный подход.
Я убеждена, что наша профессия не для нудных пессимистов, которые привыкли работать по определённому шаблону и не допускают изменений, прогрессивных идей в своей деятельности. Воспитателями становятся инициативные, творческие, по истинно увлечённые своим делом люди. Ведь профессия «воспитатель» означает постоянный поиск, самосовершенствование, а где-то и ломка старых стереотипов, мешающих в обучении и воспитании наших детей. Мир не стоит на месте, и в нашей специальности появляются новые технологии, новаторские подходы, интересные методы и приёмы, помогающие развивать дошкольника на современном историческом этапе. О новшествах в работе мы узнаём на конференциях, семинарах, на мастер-классах, из методической литературы. Я считаю, что учиться и совершенствовать свои знания никогда не поздно. Л. Н. Толстой говорил о том, что оконченность и совершенство в педагогическом труде «…недостижимы, а развитие и совершенствования бесконечны».
Я всегда мечтала о том, чтобы кто-нибудь из моих малышей, став взрослым мог сказать: «В начале жизни мне повезло, мне встретился человек, которому было не всё равно, каким я стану. Я доверил ему детские секреты, а он научил меня понимать главное в себе, других людях, жизни. Он научил меня любить этот мир и жить, распахнув своё сердце». Моя мечта сбылась. Помню, люблю, встречаюсь со своими воспитанниками: кто-то заканчивает учёбу, многие уже работают, другие водят ко мне своих ребятишек. С некоторыми видимся редко, но всегда встречи проходят тепло. Это ли не высшая награда для меня? Говорят, воспитателей забывают быстро и вспоминают редко – это особенность детской памяти. Но я уверена в одном: можно забыть имя, как выглядит человек, но его отношения к тебе- никогда!
Я люблю свою профессию и хочу, чтобы вы полюбили её тоже. Некоторые дилетанты скажут вам: «работать воспитателем не престижно, это неблагодарный труд» -не верьте им, а лучше приходите в детский сад, который можно назвать «Планетой детства». Тогда вы поймёте, как нужна наша профессия детям, как необходима обществу и как она благородна по своей природе. Каждый день я тороплюсь к своим маленьким непоседам, чтобы снова увидеть их лучезарные улыбки, услышать их звонкие голоса, чтобы поделиться с ними частичкой своего сердца и теплотой души. И я горжусь профессией своей, за то, что детство проживаю многократно.