Вера Гусакова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Гусакова Вера Николаевна.
Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.
Т. Гончаров
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Возможно ли, что человеку при рождении начертана его судьба, выбор профессии и весь жизненный путь? Каждый из нас в определенное время задумывается над этим, задавая вопрос – Куда пойти учиться? Ведь от этого зависит, кто ты будешь в жизни - «тлеющий фитилек» или «вечно горящий огонек», щедро отдающий тепло своих знаний, опыта и любви другими, не требующим при этом ничего взамен.
Замечательную профессию педагога я открыла для себя еще в детстве. Возможно, это призвание. А, может быть, любовь к детям передалась мне от моих учителей. Это были учителя от Бога: они очень любили детей, были преданны своему делу, учителя, в совершенстве знающие свой предмет, способные ответить на любой наш вопрос, требовательные и добрые. До сих пор я испытываю искреннее к ним уважение, преклоняюсь перед ними.
Мне повезло и в педагогическом вузе, где я встретила необыкновенно преданных науке и учительству педагогов, которые учили нас уважительному отношению не только к науке, но и к ребёнку. Каждый из них и сегодня мне представляется идеальным педагогом – всесторонне образованным человеком, который владеет разными областями знаний. Эти педагоги всегда были и остаются для меня примером.
Учитель… Какой глубокий смысл и драгоценное содержание вложено в это слово. В детстве я играла в школу, представляя себя учительницей. Ведение «настоящего журнала», выставление оценок своим куклам или друзьям и их обучение. Это была игра. Но так хотелось по-настоящему поставить хоть одну оценку в тетрадку.
И вот они школьные годы. В это время мне очень нравилось оказывать помощь своим друзьям: решить задачку, проверить домашнее задание, объяснить непонятное. Получала огромное удовлетворение, когда мне удавалось увидеть положительный результат моих стараний. Поэтому, когда я стала перед выбором профессии, то уже точно знала, что я буду учителем.
Окончив педагогический институт и получив специальность «учитель физики и математики», пошла работать учителем в родную школу. Получилось ли у меня стать хорошим педагогом, другом, воспитателем для моих учеников? Я думаю, что да. Конечно, не с первого дня, не с первой недели это все получилось. Не зря говорят: «Москва не сразу строилась…». Постепенно с каждым днем опыт накапливался. И вот теперь, спустя годы, встречая своих бывших учеников, приятно услышать от них слова огромной благодарности за мой труд, за то, что, дала хорошие знания, за важные жизненные советы, за сказанные когда-то слова поддержки, за веру в их силы и будущий успех.
Незаметно, как один день, пролетели 28 лет работы в школе. В эти годы мне приходилось работать с детьми среднего и старшего звена. Но так сложились жизненные обстоятельства, что школу мне пришлось оставить.
Если бы мне лет 10 назад сказали, что я буду воспитателем, я бы, наверное, не поверила. Всю жизнь я работала с детьми, у которых уже были сформированы основные черты характера, своё мировоззрение. А теперь мне предстояло работать с малышами, и уже от меня будет зависеть, какими они придут в школу: застенчивыми, закомплексованными, пассивными или спокойными и открытыми миру, активными и уверенными в себе и свои силы и способности.
И вот уже на протяжении 8 лет каждый день я спешу в теперь уже родной детский сад «Золотые зёрнышки», в волшебный и сказочный город детства, к моим «Почемучкам»! Конечно, было много сомнений и волнений – смогу ли я найти нужные слова, хватит ли терпения, примут ли меня малыши? И вот я - воспитатель. Что меня ждет сегодня? Сегодня в группе на меня опять будут смотреть пытливые, внимательные глаза - глаза моих «дошколят». Что увижу я в них? В одних - настороженность, в других – интерес, в третьих – надежду, а в чьих-то – пока еще равнодушие. Какие они разные. У каждого ребенка своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Но как приятно, когда тебя обнимают детские ручонки, и ты слышишь: «Я Вас люблю!». Не это ли счастье?
Конечно, я понимаю, что быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно. Сейчас, когда происходит модернизация в образовании, возрастают требования и к профессиональным качествам педагога. Он должен быть высокообразованным, эрудированным, компетентным, идущим в ногу со временем. Но, какие бы изменения не происходили в обществе, остаётся незыблемым тот факт, что рядом с детьми должен быть добрый, отзывчивый, приветливый, внимательный, а ещё любознательный, интересующийся жизнью своих воспитанников, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада воспитатель.
Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. И этот учитель должен быть интересным для своих детей, должен уметь вместе с ними смеяться, радоваться их успехам, огорчаться их первым неудачам. В душе мы всегда должны оставаться детьми, чтобы дети приняли нас и пустили в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце. Мне кажется, что любить детей легко, они подкупают нас своими милыми детскими чертами, своей наивностью и открытостью. Дети не умеют прятать и таить свои обиды, не хотят скрывать свои эмоции. Но, чтобы стать настоящим воспитателем, надо ещё суметь увидеть в каждом ребёнке личность, помочь развить её. Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно уметь прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу, создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Я прохожу нелёгкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, даря им свои знания, свои силы, свою душу. Думаю, что предназначение человека, решившего посвятить себя воспитанию детей, заключается в том, чтобы стать для своих воспитанников старшим товарищем, находить радость и удовлетворение от общения с детьми, возложив на себя ответственность за их жизнь и здоровье.
Быть воспитателем в детском саду – это настоящее искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать в разных ролях: мы и учителя, которые все знают, многому могут научить, и товарищи по игре, и близкие люди, которые все поймут и помогут в трудную минуту.
Я искренне полюбила свою профессию, считаю её лучшей для женщины. Ведь главное предназначение женщины - материнство. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой, лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаю себя всегда молодой, живой и энергичной.
Мой воспитательский стаж не велик, но я усвоила, что главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не стоит работать. Дети не терпят фальши, рутины и однообразия. Завоевать авторитет и уважение малышей очень трудно. Дети всегда чувствуют воспитателя, его сильные и слабые стороны.
Считаю, что я не ошиблась с выбором профессии. Я вижу, что мои воспитанники с удовольствием идут в детский сад, ждут от меня что-то новое, интересное, им хорошо и комфортно со мной. От души радуюсь их успехам, вижу, что с моей помощью они приобрели новые знания.
Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на педагогическом поприще. Избавляться от устаревших стереотипов, пополнять и обновлять свои знания - так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому.
Ведь быть воспитателем сегодня - значит постоянно совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики, идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы.
Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.
"Быть воспитателем - это призвание. Это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть.
Быть воспитателем - это ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться делать все, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдет детство человека, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь.
Быть воспитателем - это радость. Это значит видеть, как растет малыш, как с каждым годом он все больше может понять и сделать, ощущать его привязанность и доверие и отдавать ему бескорыстно свою любовь. "
Быть воспитателем - это талант и высокий профессионализм.
Каждому ребёнку необходима любовь и индивидуальный подход. Ведь нет двух совершенно одинаковых детей, каждый по – своему индивидуален, и я должна найти подход к любому своему воспитаннику. Взаимодействуя с детьми, использую педагогическую позицию партнёрства и сотрудничества. Такое взаимодействие помогает им быстрее становиться самостоятельными, компетентными.
Случайных людей в профессии воспитателя быть не должно. Воспитатель – это огромный труд. Именно от него зависит, каким малыш увидит мир: светлым, радостным или хмурым, жестоким. Настоящие педагоги не мыслят своей жизни без детей, радости общения с ними. Я думаю, что педагогический авторитет нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно совершенствоваться, меняться, творить. Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет!
Рассуждая о важности моей профессии, часто вспоминаю удивительную притчу: «Садовник посадил деревце и рядом со слабой еще веточкой поставил более прочный шест. Он не мешает деревцу расти, не загораживает ему солнце, но помогает веточке не поломаться от случайного сильного ветра. А потом уже, когда веточка превратиться в крепкий ствол, шест не будет нужен. Его можно убрать и дерево не согнется, не погибнет, а распустит свои ветви и будет радовать садовника». Вот и ребенку нужна опора, нужна направляющая. И еще для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но показывали куда идти, к чему стремиться. И я хочу быть для своих воспитанников такой опорой.
Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорит: «От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Моя педагогическая философия очень проста. Надо быть положительным примером для своих воспитанников, развивать в них внутреннюю культуру, наполнить их духовный мир прекрасным, воспитывать жизнелюбивых, честных и добрых людей.
Я счастливый человек! Люблю детей, думаю о них, забочусь - это самое прекрасное чувство. Уча других, учусь сама. Верю в талант и творческие силы каждого ребенка. Я горжусь своей профессией, тем, что детство проживаю многократно. И в конце моих рассуждений могу сказать, что моя миссия, как миссия настоящего педагога – делать детство счастливым!