Наталья Ларичева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитатель — это волшебник, который открывает
детям дверь в мир взрослых…».
К. Гельвеций
Как быстро и неминуемо улетело в дальние края время прекрасного непринужденного и беззаботного детства! На свете существует великое множество профессий и призваний, но много лет назад именно работа с детьми в детском саду показалась мне самой лучшей и романтичной! И если хорошенько подумать, то мое детство никуда не улетело и не спряталось, а осталось со мной на долгие года, потому что я стала работать воспитателем в детском саду!
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
С самого детства я хотела стать педагогом, который может ладить с каждым ребенком и будет для него нужным, терпеливым и требовательным, педагогом, который будет понимать своих малышей и найдет только добрые слова, педагогом с теплым сердцем.
При поступлении в Зерноградское педучилище у меня было много сомнений: детский сад или школа, воспитатель или учитель? Сейчас я могу с уверенностью сказать, что профессию воспитателя выбрала не я сама, а ОНА выбрала меня! В нашей семье я – старший ребенок, у меня два младших брата, и мое детство прошло в заботах о братишках: я учила их читать, застилать кровать и шнуровать ботинки. В какой-то момент я поняла, что мне необычайно легко обращаться с детишками, я как-бы «проживаю» с ними детство, я расту вместе с ними! Когда у меня появились свои дочки, я уже не сомневалась, что малыши – мое призвание! Как здорово вместе с детьми развиваться, расти, проживать минуты побед и открытий! И я совершенно согласна с утверждением, что характер человека определяется его жизнью от рождения до трех лет, что именно в этом возрасте закладываются первые мироощущения и характер, а значит и судьба! А значит, чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит, став взрослым! Вот такая «скромная» миссия у людей, которые решились стать воспитателями! Случайных людей в этой профессии не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии!
Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями и поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым, которую необходимо решить здесь и сейчас!
Каждый ребё нок уникален: обязательно в каждом ребенке живёт талантливый художник и пытливый наблюдатель, неутомимый экспериментатор и трагикомедийный актер, да и просто человек с ранимой душой. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Мы, взрослые, создаем вокруг ребенка мир любви и взаимопонимания, ведь только так в ребенке раскрываются самые лучшие качества.
Однако самое главное в работе воспитателя детского сада — это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног. Самая главная задача настоящего воспитателя – отсутствие не только открытых ранок, гораздо страшнее обидеть словом, даже взглядом!
В сложные моменты всегда вспоминаю великого педагога, идеолога гуманистической педагогики, Василия Сухомлинского, который учит нас, учителей и воспитателей воспитывать детей добротой, и тогда наши малыши вырастут внимательными, благородными, умными, тактичными, трудолюбивыми, культурными, ответственными, честными, чуткими, людьми, которые любят и уважают свою родину. Настоящий воспитатель должен: любить своих детей, заботиться о них, уважать личность каждого ребенка, знать и понимать душу ребенка, трепетно относиться к духовному миру ребенка, оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша и стать по-настоящему другом каждому малышу!
Часто ли взрослые люди с теплотой вспоминают своих детсадовских воспитателей? Случается, что воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Воспитатель так захватывает ребенка, что он не только помнит его, но даже став взрослым, старается привести в его группу своих детей.
Моя профессия – моя жизнь! Большую часть времени провожу на работе, но в силу своей загруженности и занятости успеваю выполнять и свои семейные обязанности. В свободное время люблю себя побаловать увлекательной книгой, устроить небольшой праздник для души, ведь чтение – это открытие в совсем другой мир и прожить несколько мгновений в этом мире очень здорово! Обожаю петь и танцевать. Когда я выступаю на сцене, я отвлекаюсь от обыденных хлопот, это для меня своего рода релаксация, которая позволяет снять напряжение после трудовых будней. Ну и, конечно, всегда радуюсь конечному результату. В детском саду скучно не бывает, каждый день наполнен чем-то новым и неожиданным. Просчитать ситуацию просто невозможно. Ведь дети непредсказуемы и действуют, почти всегда, вопреки логике. Мне очень приятно, когда ребёнок идёт в детский сад без слёз, с улыбкой на лице и радостно приветствует, а уходит домой с сожалением и огорчением, когда родители рассказывают, как их дочка играет дома в «детский сад» и очень правдоподобно меня изображают. И это самая высшая оценка для любого воспитателя, выше наград и медалей: знать, что счастливые улыбки малышей, их доверие к миру, любовь к родине – твоя заслуга.
Думаю, что профессия воспитателя стала моим призванием, помогла найти свою дорогу, свое место в жизни, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, отдавать свою любовь, знания детям и не сгорать от этого, а становиться чище и богаче душой.
Моя жизненная педагогическая философия укладывается в простые слова С. Соловейчика, публициста и журналиста, человека, который представил ключевые идеи педагогики сотрудничества : «Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни…»
Я счастлива, что связала себя крепкими связями с великим и прекрасным делом – воспитанием детей. Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и созерцать его таким, какой он есть. Я научилась просыпаться ежедневно в ожидании чуда. У меня сложилось такое ощущение, что воспитывая детей, я воспитываю себя!
Кто придумал судить о возрасте по числу прожитых лет?
Ну, а если ты полон бодрости, если любишь ты белый свет,
Если мир ты наполнил красками, где отсутствует черный цвет,
Если ты не скудеешь ласками и мечтателен, как поэт,
Если ты стремишься к новому, и тебя не влечет покой,
Воспитатель тогда от Бога ты, оставайся всегда такой!