Екатерина Ротару
Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему
«Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования»
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все дети имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Публикация «Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования» размещена в разделах
Я работаю в общеобразовательном детском саду 10 лет. На данный момент у нас есть два ребенка, имеющие ОВЗ.
На практике, введение инклюзивного образования в ДОУ хочу выделить ряд проблем :
Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».
Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы в ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ОВЗ.
Следующая, и, наверное, самая серьезная, на мой взгляд, проблема, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. К сожалению, наш детский сад с трудом может позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования. Еще одной проблемой являлось отсутствие у нашего педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо было провести работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос о нехватки специалистов (дефектологов, логопедов, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.
Ну и наконец, немаловажной проблемой является отношение родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь не для кого ни секрет, что отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому мы проводим работу с родителями, направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.
Я думаю, что инклюзивное образование надо начинать с детского сада. На общесадовских собраниях специалистам в области инклюзивного образования необходимо проводить беседы с родителями детей, как с различными ограниченными возможностями здоровья, так и с родителями, имеющими нормативно развивающихся детей. Сейчас в интернете много интересных видеоматериалов, которые родителям нужно показывать на таких собраниях. Можно рекомендовать для самостоятельного ознакомления специальную литературу по данному вопросу. Необходимо говорить родителям, что все дети одинаковые. Безусловно, разница есть, но она не глобальная. Даже нормативно развивающиеся дети отличаются друг от друга внешне, по своим умственным и физическим способностям. А родители в свою очередь должны беседовать со своими детьми о том, что если у другого ребенка или взрослого есть какой-то физический или умственный недостаток, это не значит, что он другой, не такой как все. И мы должны принять его таким, каким он есть. А если нужно, то и помогать ему. Общество должно видеть, что такие дети есть, что это не диковинка.
Просто необходимо создать такую доступную среду, в которой происходило бы общение детей с ОВЗ и здоровых ребят. Такое общение обогатит и тех, и других. Причем это относится не только к детям, но и к их родителям. Каждый для себя обязательно возьмет что-то положительное из такого общения.
В завершение хочется сказать, что раз уж «объект инклюзивного образования» у нас в стране запущен, то он обязательно достигнет конечного пункта своего назначения. Надо немного подождать и каждому из нас приложить усилия, для того чтобы этот путь стал как можно короче. Всем педагогам, которые участвуют в инклюзивном образовании, хочется пожелать терпимости и толерантности. Чтобы они пересмотрели с новых педагогических позиций свои педагогические ценности. Просто необходимо относиться к детям с ОВЗ как к обычным детям. Тогда у нас никогда к ним не возникнет жалости. Во время обучения никогда не говорить ребенку, что у него какие-то сложности, потому что он особенный, с ограниченными возможностями. И тем более не упоминать об этом в присутствии здоровых сверстников. Требования ко всем должны быть одинаковые. Поощрение за достижение и наказание за провинность – одинаковое для всех. Тогда дети будут чувствовать себя равными.
Хочется верить, что у общества медленно, но верно происходит сдвиг сознания. И со временем люди перестанут смотреть на детей с ОВЗ как на людей с другой планеты.