Лыкова Анна Васильевна
Эссе музыкального руководителя «С музыкой навстречу детской душе»
▼ Скачать + Заказать документы
С юных лет, меня окружает прекрасный мир музыкального искусства. Двери этого удивительного мира для меня распахнула музыкальная школа, затем я продолжила учебу в педагогическом колледже с уклоном на музыкальное воспитание. И всё, казалось бы, замечательно: я овладела игрой на фортепиано, пою, танцую, но желания заниматься музыкой дальше не возникло. И вообще, идея быть педагогом и учить детей музыке меня мало вдохновляла.
Публикация «Эссе музыкального руководителя „С музыкой навстречу детской душе“» размещена в разделах
Если бы мне тогда сказали, что я буду музыкальным руководителем – я бы не поверила.
И вот сейчас, спустя годы, размышляя о своем жизненном пути, понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда.
И я очень рада, что в свое время мне выпала уникальная возможность – стать не просто педагогом, а музыкальным руководителем в детском саду.
Музыкальный руководитель… Звучит сухо, бездушно, однолико… Однако, загляните чуть глубже, и узнаете, что в этих двух словах кроется много интересного.
«Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый.
«Руководитель» - подающий руку незнающему, робкому и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное…
Мы дарим свет. Учим любить, понимать, сопереживать, чувствовать.
Сколько новых способностей раскрыла во мне эта профессия. Я научилась одновременно быть музыкантом и художником, сценаристом и режиссёром-постановщиком, костюмером и актёром, скульптором и декоратором, певцом и хореографом, гримёром и звукооператором, философом и учёным.
В процессе знакомства с музыкальным миром мы с воспитанниками осваиваем разнообразные виды деятельности: это слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, организация детского оркестра, театрализация, игра.
Работа с детьми во всех видах деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога, без которого невозможно представить и творческое развитие детей. Словом, от того насколько ты интересен, профессионально грамотен, талантлив, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду.
Я считаю, что у педагога самый широкий путь на земле. Каждый день, проведённый с детьми, побуждает меня к поиску новых идей, стимулирует к повышению уровня мастерства, чтобы в дальнейшем наслаждаться результатом своих достижений и радоваться успехам воспитанников. Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования.
Время стремительно движется вперед. В наш сложный компьютерный век дети быстро взрослеют, меньше удивляются и восхищаются, информацию об окружающем мире получают через телевизионные каналы, компьютер, различные гаджеты. Дошкольник, с его небольшим жизненным опытом, познает мир визуально. Именно в этот период и нужно помочь ребенку правильно воспринимать окружающий мир. Кто как не я, музыкальный руководитель детского сада, поможет передать эмоционально-образное представление об окружающем мире, сформировать качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни, активной жизненной позиции, творческой самореализации. Я тщательно отбираю методы и приемы, технологии и методики для своей работы, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей. Главное – не навредить ребенку!
Каждый день я стараюсь научить своих воспитанников воспринимать и понимать музыку, различные виды искусства, научить петь, танцевать, умению проявлять свою неповторимую индивидуальность, творить прекрасное. В этих целях использую такие инновационные методы и технологии, как: разработки Т. Т. Тютюнниковой – элементарное творческое музицирование; танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г. Сайкиной; здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые, дыхательные гимнастики, логоритмику.
Моим приоритетным направлением в работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников является музыкально-театрализованная деятельность. В условиях современных образовательных требований и в соответствии с ФГОС ДО, успешно реализую метод проектирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
Роль музыкального руководителя, не ограничивается развитием музыкальных, творческих способностей детей. Средствами музыки формируется и активизируется познавательная деятельность дошкольников, происходит становление социально-нравственной стороны будущей личности.
В современной системе образования, повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками, является важным этапом в течение всей его деятельности.
Педагогом с большой буквы, может называться только тот человек, который постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. Музыкальный руководитель учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт.
Размышляя о своей профессии, я пришла к выводу, что стою у истоков зарождения личности ребёнка. От меня зависит, поможет ли музыка развить лучшие качества его личности, такие как: душевная чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброта, восприимчивость к прекрасному.
Надолго остаются в памяти первые встречи с малышами, кода они впервые пришли в детский сад. В этот трудный адаптационный период для ребёнка необходимо спланировать музыкальную деятельность таким образом, чтобы, забыв огорчения и разлуку с близкими ему людьми, он смог погрузиться в атмосферу радости, восторга.
В постоянном поиске новых открытий для себя и своих воспитанников в волшебный чудесный мир музыки, незаметно летит время. На выпускном вечере я испытываю радость за то, что дети повзрослели, гордость, за то, что музыка стала частью их жизни, грусть, потому что расстаёшься с полюбившимися непоседами. Но в большей степени я испытываю удовлетворение от своей профессии.
На этом работа музыкального руководителя не заканчивается. Добрая атмосфера взаимодействия с детьми даёт стремление к творчеству.
Дарите свет своего душевного тепла детям, ведь именно они смогут сделать наш мир прекраснее и светлее!
Жить без музыки скучно на свете!
Её надо во всем замечать!
Ну, а главная музыка – дети!
Я об этом хотела сказать!
Ф. Р. Паранина
Дети – это наше будущее, и от нас зависит, каким оно будет! Может быть, в этом и заключается призвание «Быть педагогом!»