Ольга Башмакова
Эссе «Моя педагогическая профессия. Что в зеркале моей души?»
▼ Скачать + Заказать документы
"Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности".
Максим Горький
Что значит быть педагогом, воспитателем? Общаться с детьми и находить в этом радость. Думать о них. Сопереживать. Нести ответственность. Любить. Любить? «Стоп, стоп, стоп, не высоко ли тебя занесло!»- строго спросил меня мой друг. Да, чуть не забыла познакомить вас со своим верным другом. Его зовут Я – моё внутреннее «Я». Как и все друзья, мы частенько любим, поболтать, порассуждать о жизни, поплакаться или порадоваться друг за друга. Иногда мы ссоримся, обвиняем друг друга за слабость и лень, но, к счастью, всегда миримся и понимаем, что вместе – МЫ ВСЁ!
Публикация «Эссе „Моя педагогическая профессия, Что в зеркале моей души?“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
«Ну так, что там про любовь к детям? – продолжило моё Я. «Педагог должен любить детей» - эту фразу я слышало сотни раз. А что ты?. «Да, действительно, как сложно соответствовать такому высокому стандарту»- задумалась я.
Как я пришла в педагогику? Да в буквальном смысле этого слова – пришла за ребенком в детски сад, встретила в коридоре заведующего, поздоровались, разговорились (она знала меня как одну из мам, активно участвующих в жизни детского сада). Предложила мне поработать. Признаюсь, такое предложение было для меня совершенно неожиданным, я же мечтала о карьере модельера. «Нет, нет, я и работа с чужими детьми»- никогда эта мысль не приходила мне в голову…а что, может попробовать? Бывает же, что простой случай оказывается счастливым. А вдруг это тот самый счастливый случай?
С того самого дня моя душа не знает покоя. Тысяча вопросов: а нужно ли мне это, смогу ли я? Был и успех, бывали и разочарования, и слезы, и неуверенность. Не всегда удавалось оставлять свои личные проблемы за воротами детского сада. Однажды, помогаю одеваться детям после дневного сна, настроение неважное, хотя вида стараюсь не показывать. Вдруг чувствую на плече чью-то пухленькую теплую ручонку и детский голос: «Дай хоть я тебя поцелую!». На мгновение я просто опешила. Молчание. Слезы накатились на мои глаза. «Ну как тебе не стыдно»- заворчало мое внутреннее «Я». Вот она, «скорая помощь» моему душевному недугу! Боже мой, эти трехлетние малыши….насколько они внимательнее, проницательнее, мудрее меня! Они меня чувствуют, понимают, умеют сопереживать! «Чувства не обманывают, обманывает разум»- сказал однажды Гётте. В очередной раз убеждаюсь в том, что нам, взрослым, всегда есть чему поучиться у детей. Их душа еще не испорчена этим самым взрослым рационализмом, а значит, в детском сердце живут самые светлые неподдельные чувства. Как их сберечь, не осквернить, знает ли кто-нибудь? Может быть, кто-то из великих педагогов и нашел ответ. А я его ищу. Ищу, потому что поиск - это всегда стимул для самосовершенствования, ибо все, что не развивается- деградирует. Педагог, который не учится, не ищет становиться неинтересным ни для воспитанников, ни для коллег, ни для самого себя. «Многие истины лежат у нас перед носом, просто будь внимательнее» - настаивает моё внутреннее «Я».
Вспомнилась одна мудрая фраза, которую Лис сказал Маленькому принцу: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь…Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Как это ответственно! А еще, важно понимать, что все дети индивидуальны, с разными характерами, способностями, мироощущением. И нет на свете универсальной формулы воспитательного успеха. Но, я знаю точно, что существуют «золотые ключики». Сложность в том, что их великое множество и все они разные, а подобрать подходящий ключик – мастерство педагога.
Женечка очень тоскует по маме: «Моя мама, хочу к маме», не переставая, твердит она. «Знаешь Женя, я тоже хочу к маме. Моя мама лежит в больнице и ей делают болючие уколы. Давай вместе поплачем»- жалостно предложила я. Мы обнялись и …о, чудо! Моя Женечка успокаивается, смотрит на меня своими большими удивленными глазами (оказывается, у взрослой тёти тоже есть мама, и Женя не одна в своем горе). Малышка крепко обнимает меня и уверенно говорит: «Валентиновна, больше не пач».
Что я могу дать моим подопечным? Проникнуться их горем могу? Могу! Разделить с ними радость могу? Могу! А на душе-то как хорошо! Вот они – те самые субъект-субъектные отношения, о которых много говорилось на лекциях в педуниверситете. Постой, а может это и есть ЛЮБОВЬ к детям?
Постоянные размышления, работа над собой, и, не напрасно! Не забывают меня и мои выпускники – теперь первоклашки, деловито записывая в свои «мобильники» расписание моих смен. Смешные, стучат в окно группы и расцветают потешными беззубыми улыбками, увидев меня. Они теперь мои помощники, шефы. Любят «повоспитывать» малышей. Кого-то они мне напоминают: та же мимика, жесты, речь, да еще и с ошибками. Да это же я! Вот и мне урок: совершенствуй речь, следи за эмоциями. Спасибо вам, мои маленькие учителя. ВЫ – ЗЕРКАЛО МОЕЙ ДУШИ!
Какая же все-таки у меня интересная и динамичная профессия. Многому она меня научила, помогла многое переоценить. Благодаря ей в моей семье появился третий ребенок – моя приемная дочь. Я хочу стать ей родной мамой. Как говорил Лутошкин: «Умение вести за собой – это искусство». Освоить это – моя цель в жизни. И я справлюсь, обещаю!
Вечер. В группе тихо. Попугай дремлет под шумок моторчика в аквариуме. Выключаю свет, ухожу. Вдруг, возвращаюсь, снова включаю свет. Зачем? Наверно, еще раз посмотреть, как у нас в группе красиво и уютно. Здесь живет Фея моей Души. Ну, всё, пока! Завтра вернусь.