Сарвар Махова
Опыт работы по заучиванию стихов
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая находка»
Махова Сарвар Мухамадеевна,
воспитатель МБДОУ Детский сад с. Миндяк
В детском саду я работаю уже много лет. В детский сад пришли дети моих первых воспитанников. Времена меняются, но неизменными остаются вопросы воспитания дошкольников. Правда, сейчас приходят дети более «продвинутые» в плане владения гаджетами, но речь у детей остается желать лучшего. Многие родители не придают значения тому, что дети не произносят звуки, отвечают одним словом на вопрос и не владеют монологической и диалогической речью.
Публикация «Опыт работы по заучиванию стихов» размещена в разделах
У нас малокомплектный детский сад. Работу логопеда возложили на воспитателей. В селе мало детей. Группы разновозрастные. Некоторых детей приводят в садик перед школой. Дети, посещавшие дошкольное учреждение с младшей группы, более готовы к школе, а вновь поступившие имеют педагогическую запущенность. Так получилось, что в старше – подготовительной группе, где у детей полным ходом должна идти подготовка к школе, мы столкнулись с проблемой, которую решали с малышами. Итак, передо мной стояла проблема. Когда есть проблема, то ее нужно решать.
Работая над проблемой развития речи, я поставила перед собой несколько задач, наметила пути решения. Провела анкетирование. Были дети, которые половину звуков из алфавита не проговаривали. На собрании провела анкетирование. Многие родители не осознавали, насколько у детей запущена речь. На первый план вышла проблема принятия родителями данной задачи. Как показать родителям, что с ребенком надо работать над речью? Организовали театрализацию сказки с детьми. Один спектакль сделал свое дело. Многие родители обратились к логопедам и занимались онлайн. Благо в наше время это не так и сложно сделать. Процесс пошел. Ежемесячно стали участвовать в конкурсах чтецов. Параллельно дети стали уверенно держаться перед камерой, публикой. В работе много использовала мнемотаблицу, играли в игру «Цепочка», где дети рассказывали стих по одной строке. Первое время работали над преодолением себя. Дети терялись перед камерой. Снимали несколько дублей. Показывали детям снятый отрывок и обсуждали над чем надо поработать. Дети сами давали оценку своим ошибкам и более уверенно и раскрепощенно держались. Они знали на что нужно обратить внимание. Когда перебороли страх и упрямство, пришло время работы над интонацией и дикцией. Стали с детьми учить скороговорки. Тут выяснилось, что не все владеют правильным дыханием. Стали играть в игры на дыхание. «Задуй пенопластовый шарик в лунку». Вроде бы ничего сложного. Но учитывая прерывистое дыхание, статическое электричество и спешку, не так то и легко это сделать. Я старалась детям не указывать на ошибки, которые они допускали. Методом проб и ошибок дети сами находили решение. Работа над дыханием заняло немало времени. По признанию одного воспитанника, он престал думать о том, что надо дышать. «Раньше у меня воздух заканчивался и мне трудно было рассказывать, а теперь у меня дыхание само по себе происходит». Почему то дети думали, что громко читать стихи это очень хорошо. Беседы о том, что иногда можно тихим голосом донести стихи лучше, чем прокричать дети усвоили быстро. Настолько дети и родители втянулись в процесс, что короткие стихи на утренниках их не удовлетворяло. Сотрудничество с библиотекой села, районный уровень вселили в наших чтецов уверенность и желание участвовать на конкурсах. Особо радовало отношение родителей к данному направлению в работе. Во всем мы находили одобрение и поддержку. Особо хочу отметить ребенка, который в течении трех лет держался особняком от других детей. Его мало интересовали шумные подвижные игры. Он целыми днями рисовал и рассматривал книги, собирал пазлы и сидел над «Лего». На контакт с детьми не шел и всячески избегал общения со взрослыми. Ему очень легко давались большие отрывки, речь была правильной. Но он не мог преодолеть свою замкнутость. Видео снимали в конце дня, когда детей не было и никто не смотрел и не слушал его. Кто бы мог подумать, что диплом победителя конкурса чтецов его раскрепостит и вдохновит. Он очень воодушевился и стал даже другим делать замечания по выразительности. «Мне очень нравится читать стихи Пушкина, Есенина. Но когда я учил Некрасова, то решил, что стану поэтом. Буду писать стихи и сам буду их рассказывать». Это была победа. Дорогого стоил конкурс чтецов. Ребенка как будто подменили. Стал громко рассказывать не только стихи, но и в общении «прорезался» голос. Он стал претендовать на роль лидера в группе. Он «открылся» и осознал, что ему нравится быть в центре внимания. Родители были в восторге. Ребенка будто подменили.
Сколько лет работаю, столько лет утверждаю, что заучивание стихов очень нужное и необходимое направление в нашей работе. Не упускайте время, учите с детьми стихи. Дома с родителями дети мало заучивают. Это веяние времени. Но если ребенок пришел из детского сада с заданием выучить стихи, то и родители не отмахнутся. Все режимные моменты сопровождайте рассказыванием стихов, потешек. Для детей, которые с малых лет привыкли заучивать стихи, не будет в школе проблемы. Если ребенок научился без робости выступать перед аудиторией, камерой, то ему в школе будет легче адаптироваться.