Наталья Турутина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Точка, точка, запятая…
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали –
Только и всего…
(Из детской песенки)
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Только и всего? Если бы было всё так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог – тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мёртвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение – сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в созидании истории, а через руки педагога проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с вечностью. ХХI век представляет для нас новый исторический рубеж. И сегодня мы не можем не задумываться о том, какими будут наши выпускники, и возможно мы ждём от них больше, чем ждали от нас наши учителя.
Какими же мы хотим их видеть, наших учеников? Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлениям эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней, на мой взгляд, даётся прекрасный ответ на наш вопрос, просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым… Только и всего. Только и всего? Но ведь не достаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, чересчур прагматичное время сохранить в ребёнке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания? Первоклассники приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они ещё очень наивны и неопытны, но они готовы, как губка, впитывать всё новое. Психологи отмечают уникальность этого возраста: именно в это время у детей активно формируются важнейшие психические функции, такие как память, внимание, мышление. Крайне важно не упустить это благоприятное время, суметь пробудить в детях те задатки, те «спящие почки», которые заложены в них самой природой. И то, что мы сумеем заложить сейчас в ребёнка, останется с ним на всю жизнь. Прекрасно сказал об этом В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Это краткое эссе не предполагает, разумеется, подробного рассказа о тех психологических приёмах, которые я использую на своих занятиях. Поэтому я просто попытаюсь на примере нашего смешного человечка показать, к чему мы, собственно, стремимся, чего хотим достичь. Наверное, это и можно будет считать моей педагогической философией.
Итак, первое, что нам необходимо, - научить его мыслить. Говоря о мышлении, мы, конечно, имеем в виду и развитие способностей мыслить нестандартно, решать нетрадиционные задачи, (например, имеющие несколько ответов или же не имеющие одного конкретного решения). И мы должны научить детей обосновывать свои выводы, заложить начала абстрактного мышления, а это элементы логики. Конечно же, в младшей школе мы должны сформировать у детей и определенные навыки. Это и навыки чисто учебной деятельности, и психологические процессы: внимание, память, личностное общение. То есть, говоря в самом широком смысле, мы должны научить детей учиться. Но за всем этим важно не растерять доброты, отзывчивости, душевной мягкости.
Итак, мышление, логика, чувства, навыки, а в целом – личность, личность ученика, которого хотелось бы видеть в конце учебного пути, личность, которая.
покинет стены школы и будет жить своей независимой жизнью. Но то, чему мы, педагоги научим его, останется с ним на всю жизнь. Следовательно, учителя, особенно учителя начальных классов, которые стоят в начале пути становления человека, несут ответственность за детские судьбы, ведь не только удачи педагога, но и его ошибки остаются жить в вечности. И важно помнить об этом всегда. Мне очень нравятся строки Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…». И я позволю себе в заключение немного порассуждать на эту тему:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!