Ольга Курочкина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Воспитание – дело трудное, и улучшение
его условий – одна из священных обязанностей
каждого человека, ибо нет ничего более важного,
как образование самого себя и своих ближних.
Сократ (469-399 гг. до н. э.)
Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939гг.)
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Не могла удержаться и не начать своё эссе с философской мудрости великих людей, сила мысли которых актуальна и в наши дни. Отрадно, что веками мы говорим об одном и том же, применяя в своей деятельности опыт выдающихся отечественных и зарубежных педагогов. Например, труды Софьи Николаевны Лысенковой, Шалвы Александровича Амонашвили, в которых поставлен акцент на сильные стороны ребёнка, предоставление ему большей самостоятельности и свободы выбора, это, несомненно, дифференцированный подход. Но самое главное—вера в возможности и способности воспитанника, именно она заставляет нас не терять оптимизма и находить самые эффективные пути, ведущие ребёнка к успеху.
Время стремительно движется вперёд. Нам очень важно сохранить баланс всех сил и возможностей—своих и детей. Актуальной считаю основную заповедь в воспитании: «Не навреди». Основная ценность для меня—сам ребёнок, его личность, развитие, нравственное, душевное и физическое здоровье. В связи с этим я так сформулировала современные ФГТ:
10 «заповедей» ФГТ для воспитателя:
1. «Здоровье» : сохрани, не навреди!
2. «Безопасность» : предупреждай, учи чувствовать.
3. «Физическая культура» : развивай и укрепляй.
4. «Социализация» : веди, будь рядом.
5. «Коммуникация» : слушай и будь услышанным.
6. «Труд» : делай человека благородным.
7. «Музыка» : наслаждайся и помоги слышать.
8. «Чтение художественной литературы» : вызови и утоли духовную жажду.
9. «Познание» : все знать невозможно, но нужно стремиться. Помогай.
10. «Художественное творчество» : учи видеть и творить прекрасное.
Как я представляю себе педагогическую сущность :
Учитель должен очень любить свой предмет, чтоб донести и передать свои знания ученику.
Педагог дополнительного образования должен любить дело, которым увлекает, заражает воспитанников объединения, чтоб увлечение могло перерасти в что-то большее, возможно и профессиональное.
Воспитатель детского сада должен любить детей и жизнь. Детей всех, как одного, только тогда он сможет терпеливо, естественно воспитывать, учить, увлекать за собой своим авторитетом каждую минуту.
Самая главная, справедливая и важная оценка нашего труда это реакция детей, естественная, без фальши. Я испытала огромную радость и гордость не от получения каких-либо грамот и наград, а от слов девочки подготовительной группы, своей воспитанницы, которая во время игры со сверстниками сказала: «Я играю в Ольгу Васильевну» (Играли в детский сад, а она в роли воспитателя (мало воспитываем, ещё и играют). Ну что тут скажешь, приятное чувство удовлетворения от своего труда и огромной ответственности за то, чему подражают, копируя как образец. Воспитывать важно авторитетом. И в дошкольном возрасте не нужны профессорские премудрости, нужны доброта, любовь, ласка, терпение, знание педагогики и психологии. Профессор с заслугами тут не справится, и его не поймут.
Мысли выстраиваются в такие стихи:
Я—воспитатель, это много значит.
И в этом слове—всё :
Вторая мама, друг и не иначе
И счастье знать, что это вот—моё.
Когда работа в радость, а не в тягость,
С утра до вечера с детьми,
Учиться вместе, отдавая, получая радость
И не вычёркивая, а благодаря все дни.
Ценить нам данное всё нужно,
И учим ЖИТЬ детей опять же мы.
С каким же настроеньем, грузом жизни?
От нас зависит…
Доверено нам очень много,
Надо помнить
И только чистое и светлое нести!
В моей педагогической деятельности идеалом является выше упомянутый грузинский педагог-новатор, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили и его гуманная педагогика. В то время, когда занятия были как уроки и коммунистические идеалы, и творчество по шаблону «правильно так, как у меня», мне были по душе подходы именно этого педагога. И сейчас, когда мы говорим о гуманно-личностном подходе я понимаю, что так и должно быть. Шалва Александрович и сейчас занимается педагогической деятельностью, он действительный член АПН, РАО. Его система «Школа жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
«Ребенка надо любить и обожать таким, каким он есть. Родитель, воспитатель или учитель должен уметь одинаково относится к шалуну и послушному, сообразительному и тугодуму, ленивому и старательному. Всегда радоваться успехам каждого малыша. Доброта и любовь к детям – основные качества, которыми должен руководствоваться учитель. Недопустимо грубое обращения с малышами, ущемление их достоинств.
Учитель должен уметь осознавать детей, ставить себя на их место, уважительно (а не снисходительно) относится к детским заботам и делам. Чтобы заниматься глубинным воспитанием ребенка, при котором малыш сам становится помощником в собственном воспитании, необходимо понимать душу и сердечные переживания малыша, его стремления».
Ш. А. Амонашвили (1931 г. р.)
Передо мной глаза ребёнка— искренние, чистые, святые и у меня нет ни малейшего права подводить, предавать их ожидание и надежду.