Людмила Сотникова
Эссе «Моя педагогическая философия».
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая философия
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Я работаю в детском саду инструктором по физической культуре с 2003 года. Важную роль в выборе профессии сыграло моё увлечение спортом.
Несмотря на большую популярность физической культуры, её пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышая его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“,» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Показать ребенку, что он – личность, что никто и никогда не сделает его лучше, чем он – в этом моя педагогическая философия.
Понимаю, как важно сохранить и укрепить здоровье моих воспитанников, понять каждого человечка, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы, поэтому я ищу новые подходы к содержанию и организации работы.
Проблема использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольников, приобретает особую остроту.
В последнее десятилетие отчетливо наблюдается тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей в первую очередь зависит от нас, взрослых, воспитывающих ребенка впервые годы его жизни, и от меня в том числе. По моему мнению, в первую очередь педагог должен любить и понимать детей. В наше время скоростей, инноваций и высоких технологий меняются и требования общества к педагогу, как «скульптору и творцу» детских душ. В профессиональном стандарте отдельным пунктом прописаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования: как и всегда специалист должен знать, уметь, владеть, реализовывать, планировать, участвовать. В последнее время требования к педагогам повысились, например: воспитатель должен владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга; владеть ИКТ компетенциями необходимыми для реализации, планирования и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Поэтому внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер для меня стала первоочередной и своевременной задачей.
Я считаю, что использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физической культуре и улучшению здоровья у детей, если:
- создать систему интересных физкультурных занятий;
- продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приемов;
- положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес воспитанников к физической культуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий.
Я считаю, таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть направлены как на телесное (физическое, так и на нервно-психическое развитие дошколенка.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику воспитанника.
Исходя из вышеизложенного, была разработана программа «Аэробика» и уже третий год дошколята занимаются в спортивной секции по этой программе. При выполнении физических упражнений под ритмическую музыку, порой они устают от повторов сложного движения, но когда всё получается и доставляет удовольствие – какие эмоции на лицах и в глазах восторг. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают, большой оздоровительный эффект.
Удержать комфортное состояние детей на физкультурных занятиях и на занятиях в спортивной секции можно, хотя и нелегко. От меня требуется постоянная внутренняя активность и эмоциональное состояние. Это не трудно, если в тебе самой живет ребенок, только тогда дети тебе доверяют, радуются и чувствуют себя свободными.
Меня, как сотрудника дошкольной организации, интересуют изменения, происходящие в настоящее время в данной сфере. Так, например, радует то, что дошкольное образование стало неотъемлемой частью общего образования, в результате чего заметны изменения в финансировании детского сада. Анализируя содержание ФГОС ДО, для себя определила целевые ориентиры, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования. Качество полученного образования в дошкольном возрасте зависит от качества работы образовательных организаций. Но все сводится к одной проблеме – проблеме финансирования дошкольных учреждений. Большинство дошкольных учреждений сталкиваются с рядом проблем: низкая материально-техническая база, плохое финансирование, маленькая заработная плата, текучесть кадров. Проблемы и заботы идентичны по всей стране, во всех муниципальных организациях.
Государство предложило ряд мер для решения подобных проблем – переход дошкольных образований на новые организационно-правовые формы, позволяющие обеспечить финансово-хозяйственную самостоятельность. Вот и коллектив нашего детского сада перешел на новые формы и стал автономным учреждением. Хотя мы только начинающие, но уже заметны изменения материально-технической базы в лучшую сторону.
Хочется верить, что государство и дальше будет уделять внимание детским садам, и наши дети, живущие в провинции, ничем не будут хуже детей из центральной зоны.
Свое эссе хочется закончить словами, перефразировав классика: «Чтобы зажечь других, нужно самому гореть, а не тлеть», и пожелать всем, кто выбрал для себя путь педагога : не жалейте тепла своего сердца, света своего разума в работе с детьми, и они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.