Елена Дунилина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе "Моя педагогическая философия"
Имея большой опыт работы в детском саду, я научилась чувствовать настроение своих воспитанников и их родителей. Иногда я ловлю родительский ревностный взгляд, когда ребенок вечером не спешит уходить домой. Эта ситуация вызывала у меня не только радость, но и заставляла задуматься. Почему это происходит? Может быть, с ними вечерами мало играют, мало читают, общаются? Я поняла, необходимо воспитывать– любовь к родному дому, родному краю.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Можно ли представить себе более достойную задачу? Старинная мудрость гласит: «Кто не знает своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций народа, страны нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, село, с уважением относиться к другим народам.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, своё село? Достаточно ли хорошо знаю его? Я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к родному краю, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим селом.
Я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей Родины через ознакомление с родным краем.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
В Концепции модернизации Российского образования четко определё н социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, своего города. Именно с дошкольного возраста необходимо начать формировать нравственно - патриотическое чувства, способствовать становлению у ребенка духовной основы и гордости за свой родной край,возвращению к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Понятие «патриотизм» - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение. Быть патриотом это не значитс оружием в руках защищать свою Родину (речь не всегда идёт о войне, а проявлять милосердие по отношению к окружающим, творить добро, быть справедливым и просто любить.
Родина и начинается, прежде всего, с любви: сначала к себе, к матери, затем к окружающему миру. Но нельзя заставить человека любить и уважать Родину, он должен почувствовать эту любовь сам. Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Поэтому я хочу познакомить детей с замечательным селом, в котором они живут. За последние годы наше Тоцкое сильно изменилось. Оно стало более чистым и красивым, цветущим и зеленым, появились новые микрорайоны, аллеи. А природа Тоцкого района поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: смешанные и хвойные леса, большие раздольные луга и поля. И если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую родину, нам надо дать им знания в доступной и занимательной форме. А самое главное –подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины – России. В современных условиях и в связи с переходом на новый уровень образования, введением ФГОС, одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание. Стандарт уделяет большое внимание воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
В нашем детском саду созданы оптимальные условия для плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, всестороннего развития их потенциала. Разработана система и установлена последовательность работы в этом направлении во второй части образовательной программы детского сада "Наш край родной", формируемой участниками образовательного процесса, с использованием принципа модульного планирования. Большая роль отводится инновационным методам и технологиям в работе с детьми. Ведь образование должно идти в ногу со временем.
Поэтому в «Концепции модернизации Российского образования»
предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Таким эффективным методом является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В. Ф. утверждает: «Метод проектов. очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения». Проектирование раскрывает большие перспективы и перед педагогом. Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть дальнейшее развитие проектной деятельности.
В рамках программы мною разработан проект "Тоцкое - моя малая Родина. Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю. Участие детей в проектедало возможность развить познавательную активность, умение добывать знания, приходить к результату. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. В ходе реализации проекта было создано детско – взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание. Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Благодаря их участию в проекте у детей сформировалось чувство гордости за своих маму и папу, повысилась самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала.
Благодаря взаимодействию с родителями, использованию различных форм образовательной деятельности: занятий - экскурсий, бесед - интервью, познавательных гостиных, мастерских "Умелые ручки", квест-игр, экологических десантов, акций в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с ее народом, бытом и традициями, у детей сформировались такие нравственные качества, как любовь к родной природе, уважение к труду людей, заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о селе, о его достопримечательностях, о жизни жителей, об их традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Пути воспитания духовно-нравственных и патриотических начал могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.