Светлана Гусак
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
(Антон Семенович Макаренко)
Почему среди всех профессий я выбрала именно профессию воспитателя детского сада? Я считаю, профессия воспитателя – одна из самых важных и значимых в жизни современного общества.
Так что же значит быть воспитателем детского сада?
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Как выяснилось, это очень нелёгкий и поистине титанический, а главное ответственный труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется еще больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при желании можно достигнуть наибольших высот.
В. А. Сухомлинский писал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Я счастлива от того, что сделала правильный выбор, что моя профессия нашла меня и могу приносить пользу в воспитании подрастающего поколения. Для каждого работающего в детском саду, детский сад должен стать родным домом и судьбой и осуществлять главную задачу – воспитание успешной личности. Именно от нас, ребёнок узнаёт много нового и интересного. Какое же это огромное счастье быть полезной каждому ребёнку, научиться понимать его и стать для него второй мамой, пока мама его занята на работе и наконец, просто другом.
Чтобы завоевать уважение, ты должен много знать, уметь передать это своим воспитанникам, упорно трудиться, не жалея сил и времени. И любить не только свою работу, но и любить детей, уважать их! Перед педагогом стоит трудная задача – сохранять здоровье ребенка, т. е. его физическое, психическое и социальное благополучие, создать условия для развития его в соответствии с его индивидуальными способностями.
Поэтому в своей работе я продолжаю укреплять и сохранять здоровье детей; воспитываю культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания; развиваю у детей основные движения, предупреждаю утомление. Наряду с наглядно - действенным мышлением формирую элементы наглядно-образного мышления. Развиваю интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
Продолжаю развивать речь детей, расширяю их словарный запас, работаю по совершенствованию грамматической структуры речи; учу понимать речь взрослых без наглядного сопровождения; добиваюсь того, чтобы к концу третьего года жизни речь станет полноценным средством общения детей друг с другом и со взрослыми.
Формирую предпосылки сюжетно-ролевой игры, развиваю умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками. Формирую у детей опыт поведения в среде сверстников; воспитываю чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.
Развиваю художественное восприятие детей, воспитываю отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
В работе с детьми раннего возраста, когда идет разностороннее развитие и обучение, сложно выбрать приоритетное направление. Полагаю, мне одинаково удается воспитание и обучение в каждой из поставленных передо мной задач. Стараюсь творчески подходить к каждому занятию, к каждому аспекту детской деятельности.
Я люблю детей, и они отвечают мне взаимностью. Я считаю, что в профессии воспитателя доброта и тактичность должны быть едва ли не главными качествами. Только благодаря этим качествам можно заслужить доверие ребенка, между ним и воспитателем возникает взаимопонимание, и лишь тогда будет виден результат многодневной воспитательной работы. Забота и ласка, отданные малышу, непременно возвращаются, и возникает психологический контакт с ребенком.
У нормально развивающегося ребенка ярко выражена потребность в свободе, самостоятельности, активности. Со стороны воспитателя необходимы проявление любви, терпения, понимания и организация упорядоченной деятельности. Вне этих условий малыш будет или неуправляемым, или апатичным, безинициативным, безразличным ко всему.
В своей работе я уделяю особое внимание:
-обучению, как средству воспитания и развития;
-личностно-ориентированному, индивидуальному подходу к ребенку;
-развитию способностей - физических, интеллектуальных, художественных;
-развитию любознательности как основы познавательной активности;
-формированию разных видов творчества: изобразительного, музыкального и т. д. ;
-формированию нравственных начал личности, трудовых умений, социального поведения;
-формированию начал национальной культуры.
В процессе своей работы я следую основополагающим принципам:
-признание дошкольного детства как важнейшего периода становления личности;
-обеспечение счастливого детства каждому ребенку; забота о его здоровье, эмоциональном благополучии, своевременном всестороннем развитии.
--создание в данной возрастной группе таких условий жизни, которые обеспечат ребенку комфорт и защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка, любознательного, инициативного, стремящегося к самостоятельности и творчеству.
-использование форм, средств и методов, разработанных педагогической наукой и соответствующих логике развития личности в раннем возрасте.
-взаимосвязанность обучения и развития. Работа по программе обеспечивает своевременное физическое, сенсорное, умственное, речевое, эстетическое, нравственное развитие детей, создает условия для их трудового воспитания.
-уважительное отношение к результату детского труда.
Я люблю наблюдать за играми детей. Ведь ребенок не «понарошку», а по- настоящему переживает события, которые лежат в основе игры. Это формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому я всегда вижу в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец». Для меня игра ребенка – Это своеобразный экран, на котором высвечивается все то, что усвоил ребенок на очередном этапе своего развития. Поняв и почувствовать игру ребенка, я стараюсь подсказать, придумать что – то интересное, помочь в трудных случаях, но не спешу сделать за него то, с чем ребенок справиться сам. Мне не раз приходилось наблюдать, как Вика, перед тем как одеть куклу, старательно игрушечным утюжком разглаживала платьице; как Виолетта, положив на детский диванчик подушечку, ложилась на него с книжкой «как большая»; как Тимофей и Ярослав выстраивали целую улицу из маленьких домиков (кубик и призма). Чем меньше ребенок, тем большая помощь от взрослых ему требуется в игре. Становясь старше, ребенок нуждается в более тонком вмешательстве в его игру, и, тем не менее, взрослый должен быть рядом.
Я с удовольствием мастерю для детей игрушки своими руками, реставрирую и переделываю старые, дополняю игровые уголки новыми деталями. В настоящее время у меня запланировано дополнить театральный уголок новыми персонажами, внести небольшие изменения в оформлении кукольного уголка, пополнить зеленый уголок новыми растениями, чтобы мои дети приучались к элементарному труду по созданию благоприятных условий для развития растений и заботливо относились ко всему живому в ближайшем окружении.
Я считаю, что обучать детей и воспитывать их необходимо на личном примере, чтобы малыш с раннего детства понимал, что такое «хорошо», а что такое «плохо», учить их добру и красоте во всем, так как наши дети – это наше будущее, будущее нашей Родины, нашей России.