Антипова Инесса Геннадьевна
Эссе «Моя философия дошкольного образования»
▼ Скачать
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
(Ф. М. Тютчев)
С древних времен человечество с большим трепетом относилось к слову. История знает много великих людей, которые в совершенстве владеют этим ремеслом.
Теперь, в современном мире, педагог владеет словом, но, к сожалению, дети не всегда это слово слышат. На мой взгляд, роль современного педагога – донести до ребенка нужное слово. Еще находясь в колыбели, современные дети получают огромное количество информации. Но какая информация необходима детям, знает только педагог с неравнодушным сердцем. Дети ежедневно ждут от меня сказки, какого-то чуда, открытий. И я стараюсь наполнить каждый день увлекательной игрой, путешествиями в удивительный мир знаний, приключениями. В своей педагогической деятельности стараюсь обращаться к проверенным источникам: народному фольклору. Я ставлю перед собой большую задачу – не просто представить устное народное творчество, но показать это же творчество в истории развития детского фольклора; показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания.
Публикация «Эссе „Моя философия дошкольного образования“» размещена в разделах
Именно в русском фольклоре я нахожу все «педагогические изюминки» Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора я постоянно предлагаю детям и нахожу в них внимательных слушателей и активных исполнителей. Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора я отвожу шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказочки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его.
(А. М. Горький.)
Совместно с детьми и родителями проводим круглогодичный цикл народных праздников: «Масленица», «Пасха», «Троица», «Осенины» и т. д. Долг старших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Именно через фольклор я пытаюсь передать детям незыблемые ценности, накопленные нашими предками.
"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"
(М. В. Ломоносов)
Человеку интересно то, что связано с его жизнью. У каждого свой жизненный опыт и свои воспоминания. Память о том, что было с тобой в детстве. Все детские ситуации и все детские приключения. Помня свое детство и свои детские переживания, ты сможешь представить себе, что чувствует ребенок в той или иной ситуации, понять его реакцию на те или иные поступки; ты сможешь помочь ребенку, когда ему будет трудно. Я с восторгом вспоминаю свое детство. Когда мы с братом были маленькими, бабушка рассказывала нам неизвестные фольклорные сказки, потешки, прибаутки, небылицы. Все это было окутано тайной прошлого и мудростью русского народа. Во время умывания бабушка причитала:
«Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
А после купания:
«С гуся вода,
С лебедя вода,
А с ребяток —
Вся худоба и хвороба!»
Каждое действие бабушки было подкреплено словесно. Мы с легкостью запоминали песенки и прибаутки. Этот, не осознанный на тот период, опыт нас объединял, мы становились ближе друг к другу. Могу с уверенностью сказать, что эти моменты самые счастливые в моей жизни. Я очень рада, что не забыла своего детского счастья.
Наше прошлое тесно связано с настоящим и будущим.
Я непрерывно занимаюсь самообразованием и саморазвитием. 21 век – век глобализации интернета, передовых технологий, предъявляющих высокие требования к профессионализму и компетентности современного педагога. Необходимо соответствовать этим современным тенденциям, двигаться в ногу со временем, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, что я и стараюсь делать. Но самое главное, на мой взгляд, за всеми высокими технологиями разглядеть душу ребенка, его переживания и тончайший внутренний мир. Каждый ребенок уникален! В каждом из них живет и талантливый художник, и неутомимый экспериментатор, и удивительный актер. И я люблю их всех, всех без исключения, несмотря на то, что все они разные – каждый со своим характером и причудами. Ко всем своим воспитанникам я отношусь объективно, терпимо, любя, потому что за каждым характером скрывается личность, которой нужно помочь развиться.
Сегодняшние родители находятся в таких условиях, при которых им совершенно не хватает времени на детей. Очень важным в жизни ребенка является участие неравнодушного педагога. После мамы, воспитатель первый учитель, который встречается на жизненном пути ребёнка.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он — совершенный учитель.
(Л. Н. Толстой)
На мой взгляд, какие бы изменения не происходили бы в государстве и мире, педагог должен оставаться человеком. Помимо компетентности и профессионализма, нельзя забывать о душевных качествах воспитателя. Во время педагогического процесса стараюсь быть не над детьми, а рядом, практически растворяться в них. Именно в эти моменты я чувствую, как дети мне доверяют. А самое главное, педагог должен любить детей и дело которому посвящает свою жизнь. Вот она, моя философия дошкольного образования!