МААМ-картинки

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»

Елена Редькина
Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы

Очень часто мы, педагоги, задаем себе вопрос: «Как правильно и гармонично развивать детей Насколько мы уверены в том, что все наши усилия не пропадут даром и наши маленькие воспитанники, когда повзрослеют, станут успешным в жизни? Мы всегда получаем то, во что верим. Верим не на словах, а в душе. Мы получаем то, что чувствуем, что знаем в глубине своего сердца.

Публикация «Эссе „Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации“» размещена в разделах

За каждым ребёнком признаётся право на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития. Это обуславливает важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.

Необходимым и решающим условием успешной социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с освоением им академических знаний является создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии. Несколько перефразировав слова Я. Корчака, приоритеты инклюзивного образования можно выразить так : «…не сковывать, а освобождать; не подавлять, а возносить; не комкать, а формировать; не диктовать, а учить; не требовать, а спрашивать, переживать с ребёнком много вдохновенных минут…».

Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. Важнейшая потребность ребёнка – быть принятым, понятым, признанным. Дети подсознательно надеются на то, что их поймут и примут всякими: в любом состоянии, в каждом своём проявлении. Конечно, легко и просто принять воспитанника, когда достоинства превалируют над некоторыми недостатками. Гораздо сложнее принять особого ребёнка. В основе успеха коррекционно-развивающей работы с особыми детьми – принятие, а в основе принятия – безусловная любовь к детям. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток. В одном из психологических очерков Л. С. Выготский писал: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства». Большое счастье – быть свидетелем детского восторга от собственных достижений, который ты и сам ещё не забыл. Дети должны иметь возможность и содержательное основание полностью доверять педагогу. Они уверены в том, что педагог никогда не ошибается. Так оно и должно быть. Нельзя лишать их такой возможности. И какая большая радость для педагога – завоевать доверие Маленького Человека! Профессиональная обязанность педагога – самому возвращаться в детство и заново переживать эти прекрасные моменты!

Принятие индивидуальности каждого особого ребёнка, признание не только равенства их прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования – это ключевые составляющие инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения. Акцент на персонализации процесса обучения в рамках инклюзивного образовательного пространства, разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной коррекционно-развивающей программы основываются на грамотном учёте особенностей психического развития при различных видах психического дизонтогенеза в сочетании с представлениями о специфических проблемах и ресурсах ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в инклюзивных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребёнка совместными действиями различных специалистов создается единое инклюзивное коррекционно-образовательное пространство и определённая предметно-развивающая среда.

Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения: уникальный калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребёнка, его отношение к окружающему миру. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень важно вовремя быть принятыми, понятыми, увиденными, услышанными. В рамках инклюзивного подхода к образованию особых детей решающее значение отводится именно доступности этого образования. Для каждого малыша достижение, прежде всего, состоит в том, что он может делать, чем в том, чего он не может.

Приобретая опыт работы с особыми детьми, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка.». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Цель труда дефектолога – оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Публикации по теме:

Мастерская деда Мороза — 3Мастерская деда Мороза — 3 "ХОЗЯЙКА ГОДА" 2013 год - год Змеи. Вот мы и решили с нашими детками сделать подарок "Хозяйке года". Работа не сложная, но зато приятная.

Экскурсия в парк Кузьминки. «Все о жизни лошади»Экскурсия в парк Кузьминки. «Все о жизни лошади» В своей работе мы часто задаем себе вопрос, как привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами, т. е. с нами. И для себя мы решили, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»
Опубликовано: 29 августа 2014 в 20:33
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Редькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД