Галина Савка
Эссе «Мой педагогический идеал»
▼ Скачать + Заказать документы
Если педагог соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам,
он совершенный педагог.
Лев Толстой.
В детстве я очень любила книгу «Республика ШКИД». Написанная легко и остроумно, она до сих пор одна из моих самых любимых. А самый любимый мой педагог из этой книги Виктор Николаевич Сорокин. Его прототипом является Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Именно он создал школу для трудновоспитуемых детей, так замечательно впоследствии описанную в «Республике ШКИД».
Публикация «Эссе „Мой педагогический идеал“» размещена в разделах
Почему именно этот человек стал для меня педагогическим идеалом? Вот основные принципы, предложенные Виктором Николаевичем: национальные школы и национальная психология; основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитание на традициях устного народного творчества. Демократичность воспитания и обучения. Принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника. Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние. Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учёбы. Принципы суворовской педагогики, положенные В. Н. Сорока-Росинским в основу его воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою».
Также Виктор Николаевич решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. С 1920-х по 1930-е гг. из-за сложной экономической ситуации беспризорников и детей с отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта) часто объединяли в одну группу и воспитывали в одних учреждениях. Он считал, что беспризорники вполне нормальные дети, попавшие в тяжёлые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. В работе с трудными подростками лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример.
Но помимо всего выше перечисленного, В. Н. Сорока-Росинский это настоящий русский интеллигент в самом лучшем смысле этого слова, умный, тонкий, всесторонне образованный, имеющий широкий кругозор. Это была, безусловно, личность яркая и творческая, настоящий гуманист, основой мировоззрения которого являлись общечеловеческие ценности. Кроме того, Виктор Николаевич был человеком кристально честным и исключительно порядочным, искренним и принципиальным, имеющим активную жизненную и гражданскую позиции. Таким я вижу Педагога с большой буквы. Для меня это эталон, к которому, на мой взгляд, и должны стремиться все воспитатели и учителя, люди, выбравшие своим призванием профессию педагога.