Наталья Муравьева
Эссе воспитателя «Мое призвание — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Мое призвание – педагог
Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А. С. Макаренко
У меня замечательная профессия: я – воспитатель в детском саду. Какой бы по счету свой день рождения ни отмечала, я всегда буду юной в душе, ведь со мной – мои малыши, их улыбки, звонкий смех, игрушки, бантики, сказки и задорные песни.
Публикация «Эссе воспитателя „Мое призвание — педагог“» размещена в разделах
Помню, в детстве родительский дом располагался близ детского сада. И оттуда, особенно летом, были слышны детские голоса, они как будто манили меня к себе, за цветной забор, в ту другую, сказочную страну. Мечта сбылась, я здесь, по эту сторону забора. … И без малейших сожалений, а напротив, с чувством глубокого удовлетворения: я – дома, это – мое.
Работа воспитателем - это сложная, многогранная профессия. И здесь случайных людей быть не должно. Во многом от воспитателя зависит, как быстро пройдет ребенок процесс адаптации к детскому саду и станет равноправным членом детского коллектива. Между воспитателем и детьми в группе должны быть доброжелательные, уважительные, теплые отношения. Только счастливые дети могут с радостью откликнуться на загадочное предложение воспитателя : «А давайте мы с вами что-то сотворим…» (сделаем, нарисуем, смастерим) – и творить что-то своими еще не всегда уверенными ручками или с воодушевлением танцевать и петь на праздничных утренниках.
Общаясь с детьми, стараюсь придерживаться принципа «не рядом и не над, а вместе!». Поэтому в процессе воспитания и обучения даю понять каждому ребенку, что он нам важен и дорог такой, какой он есть, что мы его ждем и скучаем без него.
Все дети – личности, интересные, забавные, удивительно умные, каждый ребенок уникален, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Всегда быть на уровне глаз ребенка, слышать и слушать его, помочь ему – в этом заключается моя работа. Что-то не получается сделать, не может или не умеет малыш, предлагаю: «Давай вместе», «Как, по-твоему, это надо сделать?», «Попробуй, у тебя получится!», «Я верю, ты сможешь!». Каким светом озаряются их глаза, сколько радости: «У меня получилось! Я сам!».
Дошкольники очень любознательный народ. У них столько вопросов, столько идей, столько фантазий. Мне нравится устраивать для них сюрпризы, видеть, как загораются их глаза от удивления и радости. Для этого я использую метод проектов и детское экспериментирование. Дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать им условия для самостоятельной деятельности. В ходе эксперимента я выступаю в роли партнера, не даю готовых ответов, а побуждаю их найти правильный ответ. Спрашиваю: «Как ты думаешь?», «Кто думает иначе?», «Объясни, почему ты так думаешь?». Если ребенок стесняется, поощряю: «Ведь ты знаешь, скажи мне на ушко». Таким образом, помогаю детям самим найти путь к получению новых знаний через самоутверждение (мое мнение уважают). У детей снимается страх перед ошибкой, они учатся воспринимать неудачу, неправильный ответ не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.
Я люблю осуществлять с детьми различные проекты. Часто создаю проблемную ситуацию, и мы вместе ищем пути ее решения. В заключение вместе оформляем альбом или книгу-коллаж, либо стенгазету. Сейчас мы с ребятами знакомимся с нетрадиционными техниками рисования. Должна признаться, что при этом я сама узнала множество новых способов рисования, о которых ранее даже и не догадывалась. Как это чудесно, когда маленькими ладошками, измазанными красками, создаются большие шедевры: веселые зайчики на полянке, ежики в лесу, чудесные рыбки в аквариуме, птички на ветвях деревьев, экзотические цветы…. И все рисунки разные, такие непохожие друг на друга, как и сами дети.
Я наравне с детьми учусь не только рисовать, но и играть, брать на себя различные роли, перевоплощаться. Занимаясь с детьми творчеством, я сама избавляюсь от стереотипов. В изобразительной деятельности мы ищем интересное сочетание красок и форм, другие способы – в процессе конструирования, новые сюжетные линии – при сочинении рассказа или сказки, иное исполнение роли – при драматизации сказки. В процессе творческой деятельности ребенок преодолевает робость, застенчивость и боязнь ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития личности дошкольника.
Значительное место в жизни детей принадлежит игре. Детство неотделимо от игры. Именно игра в разных ее проявлениях наиболее близка и доступна детям, является основным видом самостоятельной деятельности дошкольников. Игры детей дошкольного возраста, как правило, связаны с миром взрослых, их сюжеты подсказаны обыденной жизнью семьи. В игре дети познают мир, у них складывается начальное мировоззрение, определенное отношение к окружающей их действительности и людям.
Игра в силу своей многогранности – лучший способ добиться развития творческих способностей детей без использования методов принуждения. Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка, она должна быть свободной от навязанной взрослыми тематики и регламентации действий. Я стараюсь не проводить с детьми сюжетных игр, не отводить каждому участнику роль, а играю на равных, исполняя ту роль, какую мне поручили дети. Таким образом, я не руковожу игрой, а создаю зону развития самостоятельной игры детей.
Свою задачу в работе с дошкольниками вижу в том, чтобы не переделывать или перевоспитывать ребенка, а понять и принять его таким, какой он есть, развить, обогатить личность ребенка знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Это не всегда легко, но я ищу, пробую, ошибаюсь, работаю над собой, радуюсь успехам своих воспитанников. Это приносит мне большое моральное удовлетворение и побуждает увлеченно и с полной отдачей работать дальше.
Наталья Муравьева,
воспитатель МКОУ СОШ №11
г. Ивдель, п. Оус