Елена Лященко
Эссе «Моё призвание — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это не время, не период, а состояние…
Истоки моей педагогической философии уходят корнями в детство. Выросла я в большой семье. Была средней, поэтому приходилось вместе со старшей сестрой помогать маме и папе, воспитывать младших сестёр и братьев. Уже тогда мои сверстники удивлялись, как у меня хватает терпения всё своё свободное время проводить с малышами. А я не понимала, чему они удивляются, это же так интересно. Мне нравилось играть с маленькими детьми, я придумывала для них разнообразные игры, изготовляла костюмы, показывала им сказки. На праздники вместе со старшими и младшими братьями и сёстрами, готовили выступления для мамы и папы. И это было так здорово и увлекательно, что мы даже не замечали как проходил день. Папа и мама восхищались и гордились нами, какие мы молодцы.
Публикация «Эссе „Моё призвание — педагог“» размещена в разделах
На становление меня, как личности, повлияли не скучно-обязательные наставления: мой руки перед едой, будь вежливой, не перебивай старших, уступай место и т. п., а непосредственность и искренность братско-сестринских поступков, как хороших, так и плохих, и педагогическое чутьё папы и мамы, которые не разрушили в нас ощущение чуда, помогли сохранить и пронести это ощущение через границу во взрослую жизнь.
В книжке удивительного педагога и гуманиста, учителя от Бога, воспитателя, психолога Татьяны Викторовны Бабушкиной есть такие слова: «Детство – это не время, не период, а состояние». Мне кажется, и педагогику она воспринимала как особое состояние, всеобъемлющее и всесильное. В её педагогике главной была территория детского счастья, которая не огорожена забором или колючей проволокой, а наоборот распахнута для каждого: приходи, соучаствуй, будь нашим другом! И это счастье, что я оказалась на этой территории.
Есть замечательные слова В. А. Сухомлинского: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в жизни и профессиональной деятельности. Думаю, каждый родитель найдет в них правила воспитания своего ребенка.
Много на свете хороших и нужных профессий, но я твёрдо уверена: интересней моей - не найти.
«Порой весёлая, подчас и трудная,
Не назовёшь забавною игрой.
Из всех профессий мирная и нужная –
Дошкольная работа с детворой!"
Работу педагогов нельзя назвать лёгкой, но работа тех, кто посвятил себя воспитанию детей дошкольного возраста, вызывает огромное уважение, ведь на протяжении всего дня ребёнок должен чувствовать заботу и ласку. Каждый ребенок уникален, по-своему не повторим. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор и лучший спортсмен. И поэтому задача педагога: сохранить и развить его индивидуальность, любознательность и творческие способности.
Для меня воспитатель – это тот, кто не над ребёнком и не вне его, а рядом с ним. Тот, кто соизмеряет свои шаги с детскими шагами, видит в ребёнке искреннего собеседника и умеет донести до маленького человека знания о многообразии мира наглядно, осязаемо и образно, а на детские вопросы отвечает без затей, просто и понятно.
«Воспитывать легко с одним условием - этому надо отдавать всю жизнь», - говорил А. С. Макаренко. А чтобы отдавать жизнь, надо просто любить детей, широко и всеобъятно, со слабостью и недостатками, удачами и успехами.
Я работаю в детском саду 17 лет и ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Маленькие дети обрушивают целый «водопад» вопросов относительно названий предметов, их свойств и действий. К детским вопросам стараюсь относиться серьёзно, поддерживаю у детей желание задавать их, благожелательно разъясняю то, о чём они спрашивают, тем самым, желая постепенно перевести детскую любознательность в стойкую потребность в узнавании нового. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровение, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём. Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить полной жизнью.
Воспитание – категория ценностная как для отдельной семьи, одного человека, так и для общества в целом. Ещё Аристотель говорил: каково государство, таково и воспитание. Сейчас в нашей стране устанавливается новая система социальных, экономических, правовых отношений, новая система законов, в которой значимое место занимает «Закон об образовании», закон в котором слово «воспитание» становится ключевым, а системе дошкольного образования уделяется серьезное внимание. Развитие дошкольного образования становится одним из приоритетных направлений. В связи с этим разговор на тему «Миссия воспитателя» актуален как никогда. Можно рассуждать о целях и задачах воспитания, спорить о том, каким должен быть воспитатель и чему учить. Но есть основополагающие, вечные истины, определяющие миссию воспитателя.
Профессия педагога – самая мирная, самая добрая и необходимая, ведь воспитание – это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности. Уильям Чэннинг сказал: «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством». И это, действительно, так. Ведь жизнь педагога вечная проверка на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
С раннего детства формирую в детях такие черты характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином общества. Воспитываю любовь и уважение
к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувства гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Развиваю у детей интерес к доступным для его возраста явлениям общественной жизни.
Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. И мы действительно, воспитывая патриотов, будем не только вспоминать славное прошлое нашей страны, но и гордиться его настоящим и верить, как это ни банально звучит, в светлое будущее России.