Вера Давыдова
Эссе учителя-логопеда «Моё педагогическое кредо»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моё педагогическое кредо»
учителя-логопеда Давыдовой В. В.
«Сердце отдаю детям!»
(В. А. Сухомлинский)
Опыт работы можно сравнить с искусством. Художник создаёт картины, а профессиональный портрет педагога - его дела. Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно. Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать своё профессиональное мастерство обязан каждый педагог.
Публикация «Эссе учителя-логопеда „Моё педагогическое кредо“» размещена в разделах
Ещё со школьной скамьи я мечтала стать педагогом. Но по инициативе родителей - получила техническое образование. Выбрав другую профессию, - поняла, что ошиблась. Уже в зрелом возрасте закончила Московский открытый педагогический университет и вся моя жизнь прошла в общении с детьми.
За 19 лет педагогической деятельности, нельзя обойти людей и события, которые повлияли на формирование моих взглядов по отношению к работе, к детям, нуждающимся в моей логопедической помощи.
Учителем-логопедом начала работать в городе Нерюнгри, Саха — Якутия в речевой группе детского сада компенсирующего вида. Как ребёнок я училась всему новому, радовалась удачам и успехам, переживала неудачи. Когда у меня что-то не получалось, я становилась более напористой, проявляла настойчивость, вдумывалась и искала. И чем больше я работала с детьми с речевой патологией, тем больше я осознавала, как много нужно знать и уметь. Опыт пришел не сразу. Я досконально анализировала свою работу, следила за новинками печати, творчески реализовала новые знания, исходя из конкретных обстоятельств, обсуждала опыт коллег, находила новые методы и приемы, намечала, что именно предстоит усовершенствовать.
В 1999 году вместе с семьёй я переехала в город Железногорск и продолжила свою педагогическую деятельность.
И тогда, будучи молодым специалистом, и сейчас, являясь специалистом с большим педагогическим стажем – меня волновала и волнует проблема речевого развития детей. Статистика показывает, что число детей с речевой патологией из года в год неумолимо растёт. Поэтому, эта проблема является очень актуальной в настоящее время.
Кратко коснусь особого вопроса - работе с детьми в центре реабилитации детей-инвалидов «Надежда». Разговор пойдет о детях с тяжелой речевой патологией, разными отклонениями в умственном и физическом развитии. Тяжело работать с детьми, имеющими дефекты речи, еще и потому, что за этим кроется более грозный недостаток – психическая неполноценность, выраженная в большей или меньшей степени. Такой ребенок – трагедия для семьи. Поэтому, я понимала, что ответственность за развитие ребенка возрастает вдвойне. Работая с детьми с тяжелой речевой патологией при умственной отсталости, я использовала в своей практике особые методики, применяла особый подход, которые не найти ни в одной книге по логопедии. Только накопленный опыт, знание индивидуальных особенностей и терпение помогли мне в работе с детьми с умственно-речевой патологией. Ведь ждать успехов у таких детей, даже незначительных, можно было длительное время. И сетовать на трудности не приходилось.
И вот уже 16 лет свои знания и опыт я отдаю воспитанникам родного детского сада «ЦРР «Дубравушка» № 31». На базе нашего детского сада - организован дошкольный логопункт. Поток детей на логопункте велик. Усложнение и отягощение детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Детей с системными нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико - фонематическое недоразвитие речи, заикание) я направляю на Психолого-медико-педагогическую комиссию. По рекомендации ПМПк они зачисляются в логопедические группы. Однако, не все родители готовы перевести своего ребенка в речевой детский сад. И поэтому, дети с тяжелыми нарушениями речи остаются на логопункте и требуют еще большего внимания от учителя-логопеда.
Разнообразие речевых нарушений разной степени сложности и отягощенности заставляют меня постоянно быть в поиске нестандартных методов, способов и приемов коррекционного воздействия на каждого ребенка. С этой целью в индивидуальной работе с детьми я активно использую:
• авторские дидактические игры и пособия;
• элементы зондового логопедического массажа по методике Е. В. Новиковой;
• самомассаж артикуляционного аппарата и пальцев рук;
• разработала и составила картотеку речевого материала для закрепления звукопроизношения;
• разработала и составила картотеку предметных картинок на каждую группу звуков;
• разработала и составила картотеку предметных картинок на дифференциацию звуков в речи;
• разработала и составила картотеку игр и упражнений на формирование речевого дыхания;
• разработала и составила серию картотек по артикуляционной гимнастике: «Общая артикуляционная гимнастика», «Укрепляем язычок», «Расслабляем язычок»;
• разработала и составила пособие для автоматизации поставленных звуков в связной речи: «Что сначала, что потом?».
Оснащение логопедического кабинета я регулярно пополняю и обновляю новыми красочными пособиями, интересными играми по всем разным разделам:
• для индивидуальной и фронтальной работы с детьми («Поезд», «Что кому?», «Собери под зонтик», «Что пропало?», «Свистит-шипит?») и т. д
• для обследования и диагностики («Чего не стало?», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Собери картинку», «Придумай фразу») и т. д.
• для формирования грамматического строя речи и словарного запаса («Кто как кричит?», «А что у вас?», «Что с чем?», «Кому это нужно?», «Один-одна-одно», «Чьи детки?») и т. д.
• для формирования и развития слухового восприятия, фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза («Подели слова на слоги», «Кто сказал сначала?», «Длинный -короткий?», «Угадай первый звук», «Как шумит?») и т. д.
• для формирования мелкой моторики («Перебери фасоль», «Зашнуруй сапожок», «Сложи узор», «Выложи фигуру») и т. д.
Дети с речевой патологией имеют индивидуальные особенности, которые проявляются не только в нарушениях речи, но и в поведении, мелкой и общей моторике, пространственном представлении, нарушениях памяти и внимания. Поэтому, в работе с детьми я активно применяю нетрадиционные формы, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Это:
• сказкотерапия и куклотерапия;
• гимнастика мозга (кинесиология);
• логопедическая ритмика;
• теневой и пальчиковый театр;
• музыкотерапия;
• ароматерапия.
В своей логопедической практике я смело использую современные технические средства, инновации и информационно-коммуникативные технологии. Недавно в логопедическом кабинете был оборудован компьютерный уголок. В оснащении кабинета появились: компьютерные логопедические, развивающие и коррекционные игры, презентации для обследования и диагностики, интерактивные DVD фильмы. В открытые занятия я включаю упражнения и задания с применением мультимедийного экрана и компьютерных игр.
Сотрудничество с родителями воспитанников я начинаю уже с младшего возраста. В процессе работы с ними, я вижу, что родители сталкиваются с трудностями из-за не компетентности в вопросах логопедии и речевого развития детей. Бездействуют и не знают, когда и на что надо обращать внимание, почему так важно в семье следить за речевым развитием ребенка.
Поэтому, я систематически организую разные формы работы с родителями:
• консультации в консультативный день;
• выступления на родительских собраниях;
• тестирование и анкетирование;
• семинары-практикумы, семинары-тренинги;
• просвещение и информатизация через информационный стенд;
• логопедический уголок в раздевалке;
• индивидуально – плановые, в присутствии родителя;
• индивидуально-совместные: логопед, ребенок и родитель;
• видеофильмы на тему «Речевое развитие дошкольников» и т. д.
Для достижения более высоких результатов я тесно сотрудничаю с другими специалистами дошкольного учреждения: психологом, музыкальным руководителем, преподавателем по обучению грамоте, руководителем по изодеятельности, медицинским персоналом.
Сотрудничество со специалистами ДОУ, воспитателями, родителями воспитанников и применение современных технологий – всё это помогает мне организовать эффективное единое коррекционное пространство, направленное на устранение речевых дефектов у детей.
Исходя из многолетнего опыта, когда речь идет о детях, педагогу надо самым добросовестным образом относиться к делу и работа не пройдет даром. Праздность в работе немыслима. Все до единой минуты я посвящаю нуждам детей, пониманию их интересов. О каждом достижении ребенка радуюсь и не думаю о трудностях. Ведь этим делу не поможешь.
В моей жизни было много счастливых минут. Радость я испытываю, когда не говорящий ребенок общается со сверстниками, когда вижу улыбки на лицах детей. Мне кажется, что ни один богатый человек в мире не владеет такими сокровищами, как я, ни одна красавица в мире не обладает столькими преданными сердцами