Татьяна Растегаева
Эссе «Кто такой воспитатель в дошкольном образовательном учреждении?»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские сады прочно вошли в нашу жизнь, стали привычными – ведь только в России они существуют без малого 160 лет! За эти годы детские сады претерпели немало реформ: менялись названия, программы, подходы к воспитанию и обучению. Неизменной оставалась одна важная составляющая: воспитатель.
Без воспитателя нет детского сада. Он та самая уникальная деталь, которая приводит в движение сложный механизм под названием «детский сад». Практически каждый из нас соприкасался с воспитателями : сначала как воспитанник, потом в качестве родителя, но и, конечно, самые счастливые из нас посвятили свою жизнь этой замечательной профессии - воспитатель.
Публикация «Эссе „Кто такой воспитатель в дошкольном образовательном учреждении?“» размещена в разделах
Кто же это такой – воспитатель детского сада? Без преувеличения могу заявить, что это один из самых значимых людей в жизни человека. Именно он после родителей становится первым проводником в общество, знакомит с окружающим миром и закладывает основы для развития личности ребёнка. Конечно, самые главные ценности закладываются в семье, однако в силу занятости родителей ребёнок проводит большую часть времени как раз не с ними, а детском саду. Те несколько часов, проведённые с родителями, часто проходят в спешке, в рутине. А в детском саду всё внимание направлено исключительно на детей. Поэтому воспитатель, проводя с ребёнком большую часть дня, оказывает на него огромное влияние. И тут возникает вопрос: какими качествами должен обладать воспитатель, чтобы это влияние было благотворным для ребёнка?
Известно, что начало детским садам положил Фридрих Фрёбель ещё в XIX веке. Тогда основной задачей детских садов был присмотр за детьми, чтобы дать возможность женщинам трудиться на производстве. Разумеется, воспитатели тогда не обладали никакими специальными знаниями. Достаточно было быть доброй, внимательной женщиной, любящей детей и умеющей с ними обращаться. Но жизнь не стоит на месте. С развитием общества и техническим прогрессом требования к воспитателям кардинально изменились. Безусловно, это и наличие базового педагогического образования, и постоянное повышение своей квалификации. Но наряду с требованиями государства, мне кажется, современный воспитатель должен предъявлять и сам к себе высокие требования. «Учитель не может уподобляться верстовому столбу, который сам неподвижно стоит и лишь указывает дорогу другим»,- писал известный русский педагог К. Д. Ушинский, Я считаю, что современный воспитатель должен всегда идти в ногу со временем: интересоваться техническими новинками, игрушками, в которые играют дети, книгами, которые они читают, мультфильмами, которые смотрят, даже если они нам не всегда нравятся. Только тогда он может стать по-настоящему близок и интересен детям. Я застала времена, когда весь наглядный материал изготавливали своими руками, бережно хранили вырезки из журналов, собирали коллекцию художественного слова. Развитие информационных технологий открыло для нас мир уникальных возможностей, которыми нужно обязательно пользоваться. Получается, обучая детей, мы и сами постоянно учимся, развиваемся, растёт наш профессионализм.
И всё же, мне кажется, что истинный профессионализм невозможен без личностных качеств, делающих воспитателя не просто должностным лицом, но и интересным наполненным человеком, яркой индивидуальностью.
Внешний вид… Дети живут эмоциями, часто их приводит в восхищение то, на что мы, взрослые, не обратили бы внимания или, наоборот, стараемся избегать. Я помню себя в детском саду, и моё восхищение вызывала наш музыкальный руководитель. У неё были длинные светлые распущенные волосы, а по бокам она их закалывала заколками-бабочками. Мне она казалась необыкновенной красавицей. В своей работе я также не редко сталкиваюсь с тем, что дети могут прийти в восторг от блестинок на блузке, серёжек или маникюра. Они всё замечают! Дети ещё свободны от условностей, если им что-то очень нравится, они об этом сразу сообщают. Похвала и восхищение ребёнка самые искренние, Я считаю, воспитателю важно следить за внешним видом, вносить в свой образ интересные детали.
Ещё мне кажется, что воспитатель должен быть эрудированным человеком, умеющим дать ответ на детские вопросы. Дети воспринимают воспитателя как непреложный авторитет. Поэтому так важно постоянно расширять свой кругозор.
Воспитатель должен быть деликатным и неравнодушным. Психика ребёнка очень хрупкая. Одно неосторожное или бестактное высказывание может надолго лишить ребёнка веры в собственные силы, погасить его индивидуальность и инициативу. И, напротив, правильно подобранные слова проникают в самую душу ребёнка, направляют его, поддерживают. Вообще, всё, что выходит из уст педагога, имеет огромное значение. Дети улавливают интонации, перенимают наши «фирменные словечки». Я нередко в речи детей вдруг узнаю свои любимые выражения, а порой дети мастерски копируют даже манеру речи. Поэтому воспитатель должен постоянно контролировать то, что он говорит, и как говорит.
Воспитатель даёт детям первые уроки милосердия и человеколюбия. Он учит сопереживать литературным героям, жалеть и сочувствовать товарищам, заботиться о слабых, помогать и просить о помощи, извиняться и раскаиваться-в общем, всему, что делает ребенка воспитанным и цивилизованным.
Всю сознательную жизнь я провела в окружении педагогического сообщества и убеждена, что педагоги, воспитатели детского сада- это в подавляющем большинстве яркие, талантливые люди, горящие своим делом. Наша работа не заканчивается с окончанием смены, мы еще долго в голове прокручиваем рабочие моменты. Размышляем, как лучше поступить….Даже праздничные посиделки воспитателей каждый раз неминуемо заканчиваются разговорами о воспитанниках. Они как бы становятся частью нашей жизни, недаром мы помним почти всех наших выпускников.
Все эти качества помогают воспитателю быть для детей учителем, наставником, просветителем, другом- в общем, выполнять почетную миссию, «сеять разумное, доброе, вечное». Воспитатель дошкольного учреждения вносит огромный вклад в воспитание подрастающего поколения.
Я думаю, Фребель в свое время в название «детский сад» вложил глубокий философский смысл. Не зря детей называют «Цветы жизни»; детский сад- это место, где они в любви и заботе взращиваются внимательными воспитателями-садовницами. Я порой себя именно так и чувствую-садовницей, которой доверили вырастить сад из хрупких растеньиц. С каждым новым набором я начинаю заново свой путь: забочусь, оберегая их от невзгод, удобряю полезными знаниями, защищаю от вредоносных факторов, чтобы через несколько лет вкусить сладкие плоды своих трудов. И вот уже молодая поросль двигается дальше по своему пути, уступая место новой смене. И нет ничего приятней и радостней, чем узнавать об их успехах, гордиться их победами и достижениями. Ведь именно это наполняет смыслом нашу сложную, ответственную, но такую нужную и важную профессию-воспитатель детского сада!