Светлана Ильина
Эссе учителя «Как вырастить нового человека?»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасно помню тот день, когда мне вручили мой первый диплом об окончании Можгинского педагогического училища. Душа ликовала - теперь я УЧИТЕЛЬ! Теперь я знаю всё, чтобы учить детей! Вспоминаю ту молоденькую наивную девочку, и становится смешно. Если бы она знала, что учёба, длиною в жизнь, она вот только-только и начинается!
В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи, формировать новые цели.
Публикация «Эссе учителя „Как вырастить нового человека?“» размещена в разделах
В этих условиях поддержка, развитие и социализация детей, становится одной из приоритетных задач системы образования. Развитию самостоятельности, творческих способностей, посвящены работы Богоявленского, Венгера, Матюшкина, Яковлевой, в них предложены программы по развитию творческого потенциала личности. И в основе ФГОС нового поколения лежит системно—деятельностный подход, который предполагает: «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». (1)
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного образования и воспитания. Что же для этого необходимо делать учителю? Вновь и вновь учиться. Перестраиваться и учить детей по-новому, осваивать те технологии, с помощью которых возможны достижения поставленных целей.
В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается деятельность учащихся.
Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к тайнам открытия. Например, в ходе экскурсий на природу, при заполнении дневников на основе наблюдений, дети самостоятельно делают выводы, исследуют, анализируют. На уроке окружающего мира мы с классом проводили измерения загрязнённости улицы Петрова. Было дано следующее задание:
Задание № 1
Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по улице Петрова за 10 минут. Определите приблизительно, какое количество выхлопных газов от машин поступает в атмосферу в сутки, если известно, что 1 легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г. угарного газа, оксид азота, соединения свинца, серы и других вещества.
Время
Мин.
Часы
Сутки
Прошло автомобилей
Поступило в атмосферу (в сутки)
Выхлопных газов
Угарных газов
Каждый ребёнок заполнил соответствующую таблицу. Таким образом, они самостоятельно добывают знания, делают свои открытия, которые никогда не забудут. Полученные на данном этапе знания, будут их двигать к получению новых, более глубоких знаний.
Метод исследования - один из важных моментов работы с детьми. При организации исследовательской деятельности у детей формируется познавательная активность:
развитие логического мышления, творческих способностей, кругозор, устная и письменная речь, умение преподнести информацию, формирование наблюдательности, внимания, умение работать с художественным и научным текстами, с Интернетом, выделять главное в глобальном потоке информации.
Мои дети заканчивают 2 класс. В этом году мы изучили технологию написания исследовательской работы. Каждый ребёнок выбрал свою тему. В течение учебного года он читал соответствующую своей теме литературу, смотрел художественные и научно-популярные фильмы, обращался к специалистам: учителям-предметникам школы, университета, институтов, техникумов. Многие освоили Интернет вместе с родителями, научились печатать свои работы. Побывали в музеях города, республики, один мальчик даже съездил с бабушкой и дедушкой в Египет, так как выбрал тему о пирамидах. Вот как расширились стены школы и рамки урока…
Недавно мы в классе провели свою научно-практическую конференцию. Дети очень серьёзно готовились к этому событию. К исследовательским работам они подготовили защитные тексты. Некоторые, при помощи родителей, подготовили и презентации. В жюри пригласили специалиста из РЭБЦ Удмуртской Республики, директора гимназии, преподавателя гимназии, который достаточное время обучает детей проектно-исследовательской деятельности. Его учащиеся неоднократно занимали призовые места не только в школьных, районных, городских, но и республиканских и всероссийских научно-практических конференциях.
Темы были очень разнообразные. Порадовало то, что многие ребята выбрали темы по изучению удмуртского края. Здесь звучали такие интересные темы, как «Возникновение Земли по удмуртским мифам и легендам».
Значение кухни в удмуртской избе». «Семь чудес города Ижевска» и многое другое. Ребята очень торжественно и волнительно выступали. Во время выступлений дети друг другу задавали вопросы. Со стороны родителей и членов жюри тоже звучали вопросы. Дети старались отвечать, что было показателем того, что работы не являлись простой формальностью. Они были очень довольны результатами своей работы. Много добрых слов сказали родители, некоторые со слезами на глазах признавались: «Я открыла для себя своего ребёнка совершенно с другой стороны.».
Каждый ученик получил сертификат участника конференции. Самые лучшие работы получили дипломы 1,2 и 3 степеней, а также призы, добрые напутственные пожелания от членов жюри, родителей. Конечно, ошибки были. Было бы странно, если бы их не было. Но одна из задач учителя- поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтобы они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желания порыва, творческой идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
(1) ФГОС начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010 г.