наталья борисова
Эссе «Один год из жизни учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ «Один год из жизни учителя-логопеда»
Работа (а может быть, и жизнь) учителя-логопеда в моем сознании отождествляется с деятельностью агронома. Только выращивает логопед самую ценную в жизни любого из нас культуру – культуру общения, умение пользоваться драгоценным даром - СЛОВОМ.
Образно опишу один год из жизни логопеда. Смена времен года – это определенные этапы работы, они необязательно совпадают с сезонными изменениями в природе, но во многом похожи.
Публикация «Эссе „Один год из жизни учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
ОСЕНЬ.
Дети, такие разные, впервые приходят к логопеду. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Дети осознают свои нарушения, поэтому иногда одни из них становятся агрессивными, конфликтными, у других проявляется выраженный негативизм, третьи застенчивы, обидчивы, ранимы.
Но в каждом из них природой заложены семена любознательности, активности, инициативности, настойчивости, ответственности, креативности. Задача логопеда – подготовить эти семена и посеять их в благодатную почву.
В этот период его деятельность направлена на преодоление у детей страха нового, неуверенности в своих силах, нерешенных медицинских проблем.
Благодатной почвой послужат ровное, благожелательное отношение к детям, положительный эмоциональный фон, понимание трудностей каждого ребенка, авторитет логопеда для родителей и их детей; активное взаимодействие логопеда с воспитателями, специалистами детского сада, с родителями, а при необходимости и с медицинскими специалистами.
ЗИМА.
Под теплым снежным покрывалом из семян постепенно начинают пробиваться маленькие зеленые ростки.
Покрывало это состоит из множества неповторимых снежинок, которые логопед бережно, терпеливо сначала собирает, а потом устилает ими своё поле.
Задача логопеда – сохранить ростки, помочь им вырасти.
Снежинки – это ежедневные занятия, направленные на решение множества задач : развитие моторной сферы, дыхания, темпа, ритма речи, коррекция звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи, обучение грамоте, развитие связной речи, развитие познавательной деятельности… Список можно продолжать.
Чтобы «снежное покрывало» могло греть нежные ростки, логопед должен постоянно находиться в поисках нового, использовать элементы разнообразных технологий, помогающие поддержать детскую инициативу при исправлении речевых нарушений, сформировать активное отношение и интерес к звучащей речи, развить умение у дошкольников размышлять и экспериментировать со словом.
В моей практике к таковым относятся элементы ТРИЗ, ИКТ, проблемного обучения, проектный метод, моделирование, мнемотехника, психогимнастика, игровые технологии.
Это самый трудный и длительный период в работе логопеда.
Но впереди ждет награда - долгожданная
ВЕСНА.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет.
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Жизнь души, весны приход!
В. Жуковский
Для учителя- логопеда весна – это «зелень» взрощенной им «нивы» - дети, умеющие красиво, ясно передавать свои мысли, чувства с помощью СЛОВА.
А вот пожинать плоды своего труда логопеду, к сожалению, приходится недолго. Наступает
ЛЕТО.
Дети уходят в школьную жизнь. Остается пожелать им всегда чувствовать и осознавать силу великого дара – СЛОВА.