Евгения Щербакова
Эссе по высказыванию К. Д. Ушинского «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.» (К. Д. Ушинский)
Значение слова «чиновник» по словарю Ефремовой определяется так: «государственный служащий, тот, кто относится к своему делу с казённым равнодушием, формально, бюрократ.» Конечно же, недопустимо воспитателю детского сада быть наделённым такими качествами, как равнодушие и формализм. Впрочем, если честно, я не знаю людям каких профессий эти качества пригодились бы. Может быть, равнодушный штамповщик или формовщик хлебобулочных изделий принесёт меньше вреда, чем наделённый этим качеством воспитатель? Разве что.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ушинский К.Д.
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Я читаю, что быть равнодушным формалистом, являясь воспитателем – преступлению подобно. Детство – не подготовка к жизни, а полноценная жизнь ребёнка, очень ответственный отрезок времени, во время которого закладывается определяющие качества человеческой личности. Ребёнок рождается с готовыми и только ему одному присущими особенностями высшей нервной деятельности, темпераментом, зачатками способностей. Но у него совершенно нет опыта социального общения. От того, какую окружающую среду создадут ему взрослые, зависит, каким он вырастет. В дошкольном детстве важен каждый день, каждая минута – всё идёт в копилку опыта. Рядом с ребёнком должен быть мудрый, любящий детей, квалифицированный педагог, разбирающийся в вопросах детской педагогики и психологии. Этот человек должен знать все основные периоды развития ребёнка, возрастные особенности, присущие каждому из них и вовремя и корректно предупреждать возможные кризисы развития.
Меня, как воспитателя, очень тревожит тот факт, что с всё большей и большей информатизацией и компьютеризацией педагогического процесса, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые я, конечно же, приветствую, количество бумажек, которые я обязана заполнять всё увеличивается и увеличивается. Бесконечные конкурсы, обязательное участие в мероприятиях разного уровня, отказ от участия, в которых чреват тем, что я не наберу нужного количества баллов, и у меня будут проблемы при аттестации на квалификационную категорию и уменьшение процента из стимулирующего фонда при начислении заработной платы. По-моему, баллы - это неправильный и оскорбительный показатель качества работы воспитателя. И вообще, критерий оценки работы воспитателя ещё не изобретен, а измерить "технически" работу педагога невозможно! Ведь общеизвестно, что в педагогике результат работы очень редко бывает быстрым, он почти всегда отсрочен по времени, иногда виден через годы и даже десятилетия.
Компьютеры, по сути, должны высвободить время педагога, а на деле получилось наоборот. Раньше я заполняла только бумажки, а теперь ещё и отчётные формы в электронном виде, всевозможные электронные презентации проектов, опыта работы. Старые нормы никто не отменил, а новые ввели. И приходится, часто, выполнять двойную работу. А с введением электронной почты количество запрашиваемой информации увеличилось ещё в разы. На сайте учреждения странички для родителей и информационные стенды в группах и холлах детского сада. Лично я за то, чтобы в приёмных детского сада были только цветы и комфорт для воспитания детей. Всю информацию для родителей нужно вынести на сайт учреждения. Ведь сколько времени мы с коллегами дополнительно тратим впустую на выпуски стенгазет, информационных листков, ширм и прочей атрибутики! В этой куче бумаг и отчётов можно так засыпаться, что невольно из воспитателя превратишься в чиновника и бюрократа, а это недопустимо, как правильно сказал великий Константин Дмитриевич Ушинский. Я убеждена, что воспитатель должен быть освобождён от львиной доли бумажной и электронной работы, которая отрывает его от живого общения с детьми и совершенствования своего педагогического мастерства.