Наталья Валентиновна Силаева
Эссе «Я счастлива, потому что пианистка!» ко Дню пианиста на МAAM
Эссе "Я счастлива, потому что пианистка!"
Ко Дню пианиста на МААМ
Спасибо МААМ за сообщение, что 8 ноября – День пианиста.
Проработав в музыкальном образовании более сорока лет, я не знала об этом молодом празднике. Мне очень захотелось поделиться своими впечатлениями.
В этом году мне посчастливилось побывать в Московском Доме Музыки.
Публикация «Эссе „Я счастлива, потому что пианистка!“ ко Дню пианиста на МAAM» размещена в разделах
Сначала в концертном зале мы послушали орган и саксофон. По окончании концерта нас очень обрадовали сообщением, что мы имеем полное право посетить Музей Музыки, находящийся в этом же здании Дома Музыки.
Многие инструменты привлекли моё внимание. Жаль, что нельзя было ничего трогать. Смотрительница музея мне подсказала, что можно заказать экскурсию с возможностью не только послушать тембры музейных экспонатов, но даже поиграть самой.
Экскурсовод Арина с необычайным восторгом рассказывала увлекательнейшие музыкальные истории. Я хочу поделиться лишь теми, которые связаны с клавишными инструментами.
С давних времён люди, умеющие играть на музыкальных инструментах, считались приобщёнными к верхним мирам. Отчасти поэтому иметь музыкальный инструмент у себя дома было весьма престижно. Особенно, клавишный. Почему?
Срабатывал прагматизм.
Закрыв крышку инструмента, его можно было использовать как декоративный стол, комод с многочисленными выдвижными ящичками и даже шкаф.
Становится понятным, почему так богато украшали инструменты резьбой, картинками быта, пейзажами и натюрмортами, инкрустацией.
При первом беглом осмотре клавишных меня больше всех поразил энгармонический рояль. Он был специально сконструирован для князя Владимира Фёдоровича Одоевского. Это был фантастически одарённый учё ный во многих областях: пианист, органист, критик, акустик, писатель и собиратель народных песен. Как известно, народная музыка не укладывается в традиционный темперированный строй, утвердившийся во времена Иоганна Себастьяна Баха в первой половине XVIII века.
Практически в любой народной музыке очень много не стандартных полутоновых, а четвертьтоновых интонаций. Кстати, мы это слышим и в качественной вокальной джазовой музыке, которая выросла из негритянских песнопений.
Именно эти акустические особенности не давали возможности точно воспроизвести на пианино мелодии народных певцов. Владимир Фёдорович предложил сделать энгармонический инструмент, который имеет 19 клавиш в одной октаве. А не традиционные 12.
Как поделилась экскурсовод Арина, на нём очень трудно играть, и звучит он очень непривычно.
Особым шиком в высшем обществе считался презент - музыкальный инструмент. Фисгармония двумануальная была подарена хозяином фабрики музыкальных инструментов в Германии нашему гениальному соотечественнику Сергею Васильевичу Рахманинову – пианисту, дирижёру и композитору.
Когда Сергей Васильевич гастролировал по Америке, выше всего он ценил рояли фирмы Steinway. В Московском Музее Музыки представлен рояль, подаренный главой фирмы великому пианисту.
Представляете наше благоговение, когда мы имеем возможность играть на рояле фирмы Steinway в нашем концертном зале маленького Уральского городка Кыштыма!