МААМ-картинки

Патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе

Кулькова Юлия
Патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе

Кулькова Ю. В.

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №7»(Саранск)

В детстве каждый ребенок постигает основы материальной и духовной культуры общества, в процессе этого ему предстоит усвоить определенные знания, ценности, нормы поведения. Патриотическое воспитание, традиционное для отечественной педагогики, является составной частью воспитания гражданского. Еще Н. Г. Чернышевский писал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе» размещена в разделах

Воспитание у детей чувства патриотизма является наиболее актуальной проблемой педагогики и современного общества. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – это, прежде всего, развитие у ребенка таких чувств, основой которых является любовь к Отчизне, гордость за ее прошлое и настоящее, преданность, желание разделять и отстаивать интересы своей страны. Независимо от того, какие изменения происходят в нашем обществе, воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств необходимо во все времена.

В российском обществе в настоящее время сложилось немало проблем, создающих препятствия для гражданско-патриотического воспитания детей. К таким проблемам относится:

- преобладание материальных интересов и ценностей над ценностями духовными и нравственными;

- обширное распространение равнодушия и пренебрежительного отношения к гражданскому долгу;

- стремительное снижения воздействия семьи именно в этой сфере воспитания. [5, с. 34]

Для решения этих проблем и устранения других имеющихся противоречий нашего общества необходимо создать атмосферу, которая поможет нам, взрослым, и нашим детям эффективно взаимодействовать в передаче и принятии культурных ценностей прошлого и настоящего, их освоении и сохранении.

Любовь к своему Отечеству начинается, прежде всего, с любви к малой родине, к месту, где человек родился, вырос, получил образование – это его дом, деревня, село, город. Именно поэтому наибольшее значение в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников имеет их знакомство с географическими, историческими, культурными, природными и национальными особенностями родного края. Каждому из нас необходимо знать и помнить историю не только своей страны, но и историю своего города, села или деревни. Чувство любви к своему детскому саду, родным улицам, к своей семье – это основа, которая даст начало более сложному чувству – чувству патриотизма. Но нужно так рассказать детям об их родном крае и о стране, так показать, чтобы у них появилось чувство гордости и восхищения своей Родиной. Любовь к местам, где мы родились и выросли, знания о том, чем они прославлены и знамениты, каким трудом здесь заняты люди – все это малышам передают взрослые, и наиболее активную работу здесь должны выполнять педагоги. Именно они должны тщательно продумывать то, о чем они будут рассказывать детям, ответственно подходить к выбору дидактического и наглядного материала в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей, создавать эмоциональное благополучие в процессе передачи знаний, просто и доступно показывать связь родного края со всей нашей огромной страной.

Каждый педагог, реализуя гражданско-патриотическое воспитание в детском саду должен использовать в своей работе основные направления, которые используются в педагогике в общем :

- знания, которые педагог собирается передать дошкольникам, должны быть актуальны для данного возраста;

- педагогический процесс должен быть непрерывен и последователен;

- к каждому ребенку должен быть найден индивидуальный подход с учетом его психологического развития;

- разные виды деятельности (познавательная, творческая, физическая и др.) должны сочетаться рационально;

- процесс обучения должен быть основан на детской активности и любознательности.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста – сложный и длительный процесс, который требует от педагога в этом вопросе личной убежденности и вдохновения. Гражданско-патриотическое воспитание детей – это работа, которая ведется постоянно, систематически, во всех возрастных группах детского сада, во всех видах деятельности и по всем направлениям. При реализации этой работы педагоги могут использовать следующие методы :

1. Наблюдения: за трудом окружающих нас людей, за изменениями, происходящими в облике окружающих нас зданий.

2. Объяснения и рассказы совместно с демонстрацией репродукций картин и других произведений искусства.

3. Беседы: коллективные беседы с детьми о родных местах и о родной стране.

4. Чтение художественных произведений: стихотворений, рассказов, сказок, былин и др.

5. Разучивание стихотворений, песен, составление и отгадывание загадок, обсуждение пословиц; прослушивание музыкальных произведений на интересующую тему.

6. Знакомство с народными ремеслами.

7. Привлечение детей к совместному труду со взрослыми: с воспитателем в детском саду и помощь родителям, бабушкам и дедушкам дома.

8. Поощрение за поддержание порядка в группе, за бережное отношение к своим вещам и игрушкам, и вещам и игрушкам детского сада.

9. Личный пример педагога, как человека, любящего свою работу, свою Родину, неравнодушного к событиям и процессам, происходящим в обществе. Убеждения воспитателя, его жизненный принципы и взгляд на окружающий мир – самое сильное побуждение к получению знаний и действиям у малышей. [4, с. 35]

Знакомство подрастающего поколения с жителями родного города (села, деревни, родной страны – одно из важнейших направлений в гражданско-патриотическом воспитании. Очень важно знать и помнить тех людей, которые прославили нашу Родину своим трудом и творческими способностями - художников, композиторов, писателей, ученых, врачей, изобретателей, спортсменов. Через этих конкретных людей, их жизнь, личный пример, детей можно познакомить с «характером», менталитетом русского народа. В детском саду можно организовать встречи с известными людьми родного края, со специалистами, чей жизненный опыт может стать примером для малышей. На этих встречах дети увидят и поймут, что люди, которые живут рядом с ними, пекут вкусный хлеб, работают со сложными механизмами на заводе, пишут сказки и стихи, побеждают в спортивных состязаниях. Также большое влияние на становление личности патриота и истинного гражданина своей страны оказывает воспитание уважения к героям войны, ветеранам, людям, которые защищали нашу страну порой ценой своей жизни. Когда после каждого такого мероприятия, дети воспроизводят свои впечатления на листе бумаги с помощью карандашей и красок, или же просто делятся своими эмоциями и впечатлениями с воспитателем, родителями, друг с другом – это замечательно.

В процессе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения педагог взаимодействует и работает не только с детьми, но и с их семьей. В настоящее время, когда зачастую во многих семьях воспитание патриотизма вызывает лишь недоумение, работа с родителями становится нелегкой задачей. Но, тем не менее, изначально именно в семье, у своих родителей, бабушек и дедушек, ребенок получает основные знания, усваивает определенные нравственные ценности, которые необходимы для жизни в нашем быстроразвивающемся обществе. Семья, воспитатели, коллектив детей в саду - все субъекты гражданско-патриотического воспитания – должны стать единой системой, оказывающей всестороннее влияние на личность ребенка. [2, с. 112]

Делая вывод обо всем вышесказанном, пожалуй, следует отметить, что на сегодняшний день патриотическое воспитание дошкольников является приоритетным курсом в образовании. Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на прошлое нашей страны, но и желание с гордостью и восхищением говорить о настоящем и будущем России.

Литература

1. Акишина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. / Т. М. Акишина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. – М. : Перспектива, 2012. – 248 с.

2. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного воз-раста. / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко и др. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 192 с.

3. Зеленова Н. М. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание до-школьников. / Зеленова Н. М., Осипова Л. П. – М. : Скрипторий, 2017. – 104 с.

4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. / М. Ю. Но-вицкая, учебное пособие. - М. : Линка-Пресс, 2012. – 152 с.

Публикации по теме:

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» «Патриотическое воспитание дошкольников» Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Да, дошкольникам, особенно.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок.

Духовно-нравственное воспитание в современном обществе В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была.

Консультация «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе. Детям о ВОВ» Консультация «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе. Дошкольникам о Великой Отечественной войне» «Русский народ.

Патриотическое воспитание дошкольников На каждом этапе развития патриотизм и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В раннем возрасте возникновение любви к Родине происходит.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и.

Итоговый отчет по самообразованию «Патриотическое воспитание на современном этапе» Итоговый отчет по самообразованию "Патриотическое воспитание на современном этапе" В периоды смены экономических и общественных формаций.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.

Семья в современном обществе В детских садах и школах очень часто проводятся мероприятия по укреплению семей, сближению родителей с детьми, вовлечению родителей в жизнь.

Эссе «Место ребёнка в современном обществе» Эссе «Место ребёнка в современном обществе» Чем наполнены Ваши рабочие будни? Что составляет их основу, день за днём наполняя Вашу жизнь?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 11:28
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе» (включая файлы) размещена пользователем Кулькова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД